Осенние мелодии юных талантов

В начале октября в Калуге состоялось награждение победителей конкурса на соискание стипендий правительства Калужской области в сфере культуры и искусства.

В начале октября в Калуге состоялось награждение победителей конкурса на соискание стипендий правительства Калужской области в сфере культуры и искусства. В этом году обладателями стипендий стали трое учащихся обнинской Детской школы искусств №1. Это Даниил Горват (гитара), преподаватель Александр Владимирович Палий, Ариадна Демурчева (скрипка), преподаватель Галина Анатольевна Никитина и Даниил Титов (аккордеон), преподаватель Татьяна Викторовна Туганова. Юным музыкантам вручили дипломы, а их преподавателям – благодарственные письма. В числе награждённых и преподаватель ДШИ №1 по классу ударных инструментов Юрий Михайлович Гаранин. Мы попросили рассказать ребят и педагогов о том, что помогает им добиваться таких творческих успехов.

 

Юный гитарист Даниил Горват пришел в музыкальную школу к своему преподавателю в возрасте семи лет и занимается с ним уже девять лет.

— Даниил, почему ты, поступая в музыкальную школу, выбрал именно гитару?

— Мне кажется, что этот инструмент сейчас очень популярен в России и даже символизирует её. И многие исполнители играют именно русские произведения на классической гитаре. Ну, и родители тоже советовали попробовать этот инструмент.

— Сколько времени ежедневно ты занимаешься музыкой дома?

— По-разному. Нет каких-то четких рамок и обязательств. Когда есть свободное время и «душа просит», то бывает, что играешь очень много. Но перед конкурсами, конечно, приходится заниматься усиленно, как минимум два-три часа в день, а иногда и больше.

— Как ты думаешь, в наше сегодняшнее время молодой человек, который отлично играет на гитаре, будет иметь больший авторитет, успех и уважение среди своих сверстников?

— Я думаю, что нет.  Занимаюсь больше для себя, потому что мне это нравится.

— Волнуешься ли ты на каждом выступлении? Или уже привык к постоянным конкурсам и концертам?

— Конечно, каждый раз волнуюсь, но стараюсь справляться с этим и сосредотачиваться на музыке и музыкальном образе.

Александр Владимирович Палий (преподаватель):

— Хочу добавить, что Даниил учится в гимназии, где очень большая учебная нагрузка, поэтому, конечно, свободного времени у него остается не так уж много. Но ему удается и на конкурсах побеждать, и хорошо учиться в школе, и участвовать в олимпиадах по разным предметам. А интересы у него очень разносторонние. Молодец, всё успевает!

— Александр Владимирович, а играют ли дети на гитаре классику?

— Не просто играют, а обязательно играют классические произведения. Действительно, у большинства людей представление о гитаре несколько неправильное, может быть потому, что по телевидению классическую гитару очень редко услышишь. А жаль. Ведь это – это огромный пласт мировой культуры.

Впрочем, мы с Даниилом стараемся выбирать музыку разных направлений. Кроме классики играем и произведения всех других доступных стилей, например, джаз. У него два инструмента – классическая гитара, и электроакустическая гитара, которая имеет дополнительную обработку звука.

— Даниил уже не первый раз становится стипендиатом областного конкурса? Трудно ли этого достичь?

— Да, Даниил уже дважды заслужил эту областную поддержку — в 2016 году и вот сейчас. Конкурс непростой, в нем участвуют самые сильные дети, и не только из школ искусств, но и других профильных учебных заведений, колледжей, например. Поэтому конкуренция очень велика, и конечно требуется самая серьезная подготовка. Этот конкурс на соискание стипендий, пожалуй, сейчас самый престижный конкурс в Калужской области. В течение каждого года Даниил участвует в двух-трёх различных конкурсах, поэтому опыт у него наработан уже большой. Примерно с третьего класса он уже начал пробовать выступать на конкурсе и получил первый лауреатский диплом.

 

Вторая наша собеседница – юная скрипачка с необычным и очень красивым именем Ариадна Демурчева. Она играет на скрипке с пяти лет и к своим 11 годам уже достигла огромных успехов. Её преподаватель — Галина Анатольевна Никитина.

— Ариадна, как и почему ты выбрала для себя скрипку?

— Этот инструмент для меня выбрал мой папа. Он грек, а в греческой музыке скрипка очень популярна. И я с ним согласилась, потому что мне скрипка тоже нравилась, и было интересно попробовать.

— Говорят, что когда маленькие дети начинают учиться играть на скрипке, то поначалу их игра не очень благозвучна и бывает даже мучительна для ушей соседей. У тебя не возникало таких проблем?

— Нет, я живу в частном доме, и поэтому никто не бывает недовольным.

— Когда к тебе приходят в гости подруги, они просят сыграть что-нибудь на скрипке?

— Да, бывает такое, просят, и я играю. И в школе часто приглашают сыграть на концертах.

— Сколько скрипок ты сменила за время учебы?

— Пять или шесть, уже не помню… Потому что когда рука подрастает, нужно менять и инструмент.

— Есть ли у тебя еще какие-то увлечения, кроме музыки?

— Нет, больше ни на что у меня не остается времени, не успеваю.

— Ариадна, а расскажи, пожалуйста, о твоих дальнейших творческих планах. Твоя будущая профессия будет связана с музыкой?

— Да. Я хочу стать скрипачкой. После музыкальной школы буду учиться дальше.

Галина Анатольевна Никитина (преподаватель):

— Когда Ариадна пришла ко мне, я обратила внимание на то, что девочка, во-первых, прекрасно развита для своего возраста, и во-вторых, её пальчики очень ловкие и гибкие. Оказалось, что мама много занималась с дочкой по методике раннего развития Железновой. И когда мы начали учебу, то на каждый урок Ариадна приходила отлично подготовленной. То есть, уже с первых дней было понятно, что у нее есть способности и перспективы.

— С какого возраста Ариадна начала выступать на конкурсах?

— Ариадна принимает участие в конкурсах прямо с первого года обучения, в пять лет она уже успешно выступила на конкурсе в Калуге. А сейчас, в 11 лет, она уже исполняет произведения, которые играют учащиеся в консерватории. Так что девочка очень талантлива.

— А талант первоначально все-таки должен быть заложен в ребенке, или любой, усердно занимаясь,  может достичь вершин и побед?

— Талант, безусловно, должен присутствовать. Но если родители не поддерживают и не занимаются с детьми, то дети не смогут показать свои максимальные результаты. Если ребенок самостоятельно что-то проиграл, выучил, то ему уже кажется, что уже все хорошо. А родители могут оценить и услышать, что результат ещё не достигнут. Они должны направить, объяснить, помочь. И если родители работают дальше вместе с ним, помогают, то ребенок успешнее достигает вершин.

— То есть, вклад мамы в музыкальные успехи Ариадны тоже велик?

— Да, безусловно. Обязательно огромное спасибо я бы сказала ее маме, которая вложила очень много усилий в успехи своей дочери, это труд ежедневный, ежечасный. Без мамы точно не было бы таких результатов. Во время всей учебы мама у нас была как двигатель и самый первый помощник. Без нее было бы трудно. Несколько лет мама Ариадны приходила и сидела на каждом уроке, все внимательно слушала и записывала. Делала пометки в своем дополнительном экземпляре нот. И потом дома тщательно все прорабатывала с дочерью.

— Как вы выбираете из своих учеников, кого из них выдвинуть на конкурс?

— Конечно по уровню исполнения, по усердию, успехам. Смотрю, как они работают. Все же видно и слышно сразу. Но я учу всех, кто ко мне приходит. У кого-то есть способности, а у кого-то почти нет, но родители хотят их развить. А музыка — это очень мощный инструмент для развития любого ребенка, не только его творческих, но и интеллектуальных способностей. Любой вид искусства воспитывает человека, делает его лучше. И обычно, когда ребенок активно развивается в музыкальном плане, он успевает и по всем предметам в школе.

И третий стипендиат конкурса, самый старший из всех, Даниил Титов. Его преподаватель — Татьяна Викторовна Туганова.

— Даниил, почему ты выбрал аккордеон? Все-таки это не очень современный инструмент, и не такой уж популярный?

— Мне с детства очень нравились гармоники, к этому привела меня прабабушка, которая каждое утро слушала, как играет гармонь. Мне тоже было интересно. И когда я пришел в музыкальную школу и увидел инструмент аккордеон, мне он очень понравился, и решил учиться на нем. И родители тоже поддержали мой выбор. Также я хотел в детстве научиться играть и на гитаре, но меня не взяли. Но в итоге все получилось отлично, и я нашей «свой» инструмент.

— А в жизни из музыки тебе что нравится, что слушаешь? И какие ещё у тебя увлечения, кроме музыки?

— Что касается музыки, мне нравится классика, но и, конечно, как и всем, современная эстрада, рок-исполнители. Кроме музыки, я занимаюсь баскетболом.

— Музыку каких стилей играют на аккордеоне?

— Мы можем исполнять на аккордеоне очень разнообразную программу, и эстраду, и классику, и народные обработки. Возможности инструмента очень широки.

Татьяна Викторовна Туганова (преподаватель):

— Даниил у меня учится с первого класса. В первые годы его учебы все было не так уж гладко, и вначале я не видела у него каких-то особенных результатов и достижений. А вот потом, после третьего класса, в нем проснулся какой-то внутренний интерес. Однажды мы сходили на концерт Петра Дранги, и он послушал выступление этого виртуоза-аккордеониста. И примерно в это же время мы съездили в Великий Устюг на первый конкурс, где Даниил получил диплом лауреата второй степени. Мне кажется, что вот эти два момента очень повлияли на него, и после этого он стал заниматься по-настоящему, от души, прилагая максимальные усилия. И чем дальше, тем больше он входил во вкус, и тем лучше у него получалось. Конечно, помогали родители, и в том числе тем, что они смогли приобрести дорогой инструмент. А хороший инструмент для аккордеониста имеет огромное значение.

Дальше — всё больше конкурсов, мы выступали во многих городах, и Даниил всегда получал дипломы лауреата первой степени. Однажды удалось посетить очень интересный конкурс, который проходил в Стокгольме и Хельсинки. Он проводился прямо на пароме, где и шли выступления детей. Вообще, за это время конкурсов было очень много, и к 11 классу Даниил подошел с толстой папкой грамот и дипломов. Он дал столько концертов в школе, сколько, мне кажется, не выступал ни один наш ученик. Он никогда не отказывается сыграть, и всегда старается не подвести людей.

— Вы вместе подбираете произведения, программы для конкурса?

— В этом отношении Даниил очень ответственный человек, он часто сам ищет новинки и интересные произведения в интернете, снимает видео. Я смотрю, и если чувствую, что мы с ним справимся, то конечно соглашаюсь начать разбор произведения. Если же я вижу, что пьеса слишком сложная или не подходит по каким-то другим причинам, то мы ищем и рассматриваем что-то ещё.

Н.Юдина

фото автора

 

Последние новости

Психосоматика желудочно-кишечных заболеваний: новое учебное пособие

Ирина Малкина-Пых представила практическое руководство по психосоматическим аспектам здоровья.

Непогода в Калужской области: морозы до -6 градусов

Жителей региона предупреждают о сильном похолодании.

Юридическая консультация в Ульяново: помощь местным жителям

Граждане получили ответы на важные юридические вопросы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Одинцово, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *