Алексей Панов: ИАТЭ является кузницей кадров для всей страны и предприятий Обнинска
У ИАТЭ НИЯУ МИФИ появился руководитель. Им стал профессор Алексей Валерьевич Панов.
У ИАТЭ НИЯУ МИФИ появился руководитель. Им стал профессор Алексей Валерьевич Панов.
Для Обнинска не чужой человек, много лет работал в институте по совместительству, с коллективом знаком. Пришел с тотально позитивным настроем и ворохом задач, которые собирается планомерно воплощать в реальность.
Пообщался с Алексеем Пановым и выяснил, как новый руководитель будет развивать ИАТЭ, выстраивать работу с Госкорпорацией «Росатом», и какие цели ставит на ближайшую перспективу.
КОРЕННОЙ ОБНИНЕЦ
— Вы окончили Калужский педагогический университет, а вы сами из Калужской области или приехали из другого региона?
— Я коренной обнинец, родился и прожил здесь всю жизнь. Окончил школу №7. Это было начало 90-х годов. Тогда начали вводить специализированные классы. Так получилось, что в нашей школе, в одной из первых, появился спецкласс по химии и биологии. Это помогло нам поступить в высшие учебные заведения по профилю. К примеру, многие девушки подали документы в медицинские институты. И выпускные экзамены у нас были заточены для меда. Мы сдавали не 20 билетов по 2 вопроса, а 60 по 3 вопроса. Наша подготовка по этим предметам была очень серьезная.
— Ваше знакомство с ИАТЭ началось в ту пору?
— Я решил поступить в калужский институт на биофак. Там и познакомился с первыми преподавателями ИАТЭ, будучи студентом. У нас были совместные работы и исследования по проблемам экологии.
После окончания университета я вернулся в Обнинск и решил заняться наукой. Первое место, куда я обратился — это был ИАТЭ. Хотел поступить в аспирантуру. Но не попал по срокам, так как вуз я окончил летом, а прием у них был весной. Не хотелось терять полгода, и в итоге я оказался во ВНИИРАЭ.
МИРНЫЙ АТОМ
— Получается, что вы достаточный период времени проработали с Натальей Ивановной САНЖАРОВОЙ (научный руководитель института)? Какое направление вы курировали?
Профессор Алексей Валерьевич Панов — Сначала я занимался чернобыльской тематикой. Это отдаленные последствия аварии, обеспечение радиационной безопасности населения. В основном это Брянская область, юго-западные районы. Мы постоянно выезжали туда в командировки. Разрабатывали там системы мер по реабилитации этих территорий, возвращение их к нормальной жизнедеятельности. Это вопросы сельского хозяйства — конек ВНИИРАЭ. В принципе, моя кандидатская и докторская — это работа по Чернобылю.
А потом я уже переключился на тематику, связанную с оценкой радиационной обстановки в районах размещения предприятий ядерного-топливного цикла. В основном это атомные электростанции, но и не только они. Также и предприятия по добыче урановой руды. Это комплексные работы. И начинались они с договорных тематик с атомными станциями, либо с Атомэнергопроектом.
— На чем были сосредоточены ваши исследования?
— Накопив достаточный материал за время работы, было решено привести его к научной основе. Мы выиграли большой грант Российского научного российского фонда и в течение трех лет: с 2018 по 2020 гг. проводили экспедиции, собирали дополнительный материал, обобщали и систематизировали весь накопленный за 20 лет мониторинговых работ опыт. Это комплексное исследование, которое включает в себя радиоэкологическую оценку атмосферного воздуха, наземных и водных экосистем, миграции радионуклидов, и обеспечение радиационной безопасности населения, потому что это тоже очень важный момент.
Понятно, что атомные станции выбрасывают в окружающую среду минимальное количество радионуклидов, это все очень строго регламентировано. Но для людей, которые живут вблизи радиационно опасных объектов, важно понимать, что они не подвергаются дополнительному облучению. И такие исследования как раз направлены на то чтобы доказать безопасность регионов.
НОВАЯ МЕТЛА
— Был отрезок времени между работой во ВНИИРАЭ и приходом в ИАТЭ. Где вы работали в этот период?
— Я до июля работал во ВНИИРАЭ. Работу не менял. Но есть у меня в Москве полный тезка. Я с ним не знаком. Нас могут путать.
— Студентов и педагогический состав ИАТЭ интересует, с какой стратегией вы пришли? Есть какое-то понимание, задачи, которые ставит головной вуз? Какие будут ваши первые решения?
— Первое с чего я начал — успокоил коллектив. Когда приходит новый человек, то возникают волнения, неопределенность, как «новая метла» начнет себя вести. Я сразу всем сказал, что не собираюсь устраивать каких-то революций, менять кардинально состав. Мы работаем в штатном, спокойном режиме.
Но с другой стороны нам все равно надо меняться, поскольку наши жизненные реалии таковы, что возникает достаточно много сложностей. Скажу о начале учебного года. Для каждого вуза это трудный период запуска учебного процесса. Надо распределить и учебную нагрузку и сформировать расписание, заключить договора с профессорско-преподавательским составом. Здесь работа очень напряженная идет.
СТОЯТЬ НА МЕСТЕ — НЕЛЬЗЯ
— Но ИАТЭ вроде как справляется?
— Как показала приемная кампания этого года, нам, безусловно, необходимо менять еще и подходы к работе. После того, как были значительно увеличены контрольные цифры приема, увеличено количество бюджетных мест, оказалось, что по факту у нас есть ряд направлений, где мы видим недобор абитуриентов.
Касается это не только ИАТЭ, но и всех вузов страны. В итоге ситуация на образовательном рынке резко обострилась. Вузы начинают конкурировать за абитуриентов. И здесь нам надо менять стиль работы, искать новые подходы, как нам привлечь ребят. Я вижу поле для размышления, нестандартных идей, как работать с выпускниками, с их родителями, в том числе. Будем искать способы, как завлечь молодежь в ИАТЭ.
— Когда планируете начать брейншторм?
— Мы сейчас заканчиваем подготовку к учебному году, запускаемся и садимся думать о приемной кампании 2023 года. Если ничего не делать, то проблемы возникнут снова, а может даже и усугубятся.
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТУДЕНТЫ – ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ИАТЭ
— Не секрет, что без донорской помощи, вузам сложно работать. Как планируете выстраивать работу с «Росатомом»?
— У нас с «Росатомом» очень плотное взаимодействие. Перовое, чем ИАТЭ был всегда силен — это подготовка кадров для атомной отрасли и атомных станций, предприятий, которые завязаны в ядерно-топливный цикл. Мы готовим востребованных специалистов. Помимо наших студентов сюда приезжают на практику и стажировки учащиеся из других филиалов МИФИ. Ведь ИАТЭ — это один из крупных филиалов МИФИ, а их там на сегодня 16. Поэтому взаимодействие с «Росатомом» очень плотное.
Дальше мы планируем крупные проекты. Это и создание научно-образовательного центра на базе МИФИ, и привлечение большего числа иностранных студентов. Это развитие не только учебной, но и научной составляющей — создание лабораторий мирового уровня и необходимой инфраструктуры.
— То есть основная задача проекта — увеличение числа студентов из-за рубежа?
— Проект находится на начальной стадии, разрабатываются планы мероприятий с конкретными шагами. Ведь кроме концепции нужны и конкретные проекты с привлечением заинтересованных организаций, чтобы они работали в более тесной связке с МИФИ и ИАТЭ. И конечно, подготовка и увеличение приема студентов из-за рубежа.
«Росатом» продвигает ядерные технологии за рубеж достаточно активно. Поэтому привлекать и учить специалистов, которые будут работать на атомных предприятиях — это прямая задача и ИАТЭ в том числе.
УНИКАЛЬНЫЙ ИАТЭ
— МИФИ взял курс на специализацию филиалов. Каждое структурное подразделение будет вести какое-то направление более углубленно. Какое направление будет развивать ИАТЭ?
— Стратегия МИФИ заключается в том, чтобы каждая из площадок, которые, как правило, расположены в атомных городах, была заточена под какие-то конкретные задачи, либо научно-исследовательские институты «Росатома», либо атомные станции. ИАТЭ в этом плане более широк. Он готовит специалистов и для атомных станций по всей стране, и для предприятий, и, в том числе, специалистов для институтов нашего города.
Надо не забывать, что институтам, таким как ФЭИ, МРНЦ, НИФХИ, ВНИИРАЭ и другим нужны кадры. Где им их искать? К примеру, во ВНИИРАЭ, где я работал, большая часть молодежи — выпускники ИАТЭ. ИАТЭ является кузницей кадров для предприятий Обнинска. Не зря же мы говорим, что мы город-университет.
А по поводу иностранных студентов. Здесь мы им даем не только знания, но и являемся некими амбассадорами, продвигая интересы нашей страны за рубежом. Это очень важный аспект. Ведь они, по сути, проводят лучшие годы своей жизни в Обнинске. И, вернувшись в свою страну, они будут нашими проводниками, сторонниками Российской Федерации.
И это большая ответственность. И преподавателей, и сотрудников, которые занимаются воспитательной работой, и даже жителей города — как мы представим нашу страну, что они запомнят, оставим ли мы хороший добрый след? Ведь изначально, при Советском Союзе, у нас были высшие учебные заведения, куда приглашали иностранцев. И потом, по возвращении на Родину, они создавали положительный имидж нашей стране.
И ИАТЭ НУЖДАЕТСЯ В КАДРАХ
— Вы говорите, что ИАТЭ поставляет кадры во все институты и предприятия Обнинска, а где самому университету брать кадры?
— Кадровый вопрос — серьезный. Он важен не только для ИАТЭ, кадры нужно омолаживать и в наших институтах. Здесь, как мне видится, нужно действовать в двух направлениях. Привлекать тех ученых, и мы это делаем, которые работают в наших институтах. Но это, как правило, узкоспециализированные специалисты.
— В ком особенно острая нехватка?
— Основная проблема — нам надо готовить преподавателей, которые дают общие дисциплины. Особенно физика, математика. Пользуясь случаем, приглашаю к нам высококлассных специалистов, желающих работать преподавателями.
Процесс это взаимосвязанный: ученые приходят к нам учить, потом молодежь приходит к ним работать. Специалисты имеют возможность развивать и привлекать самых лучших из них со студенческой скамьи, начиная с практик, дипломных работ и так далее. Это все очень хорошо работает. Потом выпускники могут пойти в аспирантуру.
И, безусловно, ее надо развивать в ИАТЭ. Я сейчас этим вопросом занялся вплотную. Здесь более 70 аспирантов. Это огромный потенциал. Надо их собрать и показать нужное направление, чтобы они и диссертации более активно писали, и защищались. Это также один из важных источников пополнения наших кадровых ресурсов.
— Мы с вами разговариваем в преддверии нового учебного года. Ваши пожелания сотрудникам, студентам, школьникам, которые могут стать вашими потенциальными абитуриентами, и их родителям?
— Мы как всегда проводим линейку 1 сентября. Всю нашу молодежь, и города Обнинска, и ИАТЭ в частности, а также школьников хочу поздравить с началом нового учебного года. Они должны понимать и помнить, что в первом наукограде есть лучший вуз нашей страны — ИАТЭ. Мы будем рады их видеть в стенах нашего института в качестве сначала абитуриентов, а потом студентов. Учиться дома прекрасно! У нас большие позитивные планы. И я уверен, что мы вместе их реализуем!
Евгений Серкин
Генеральный директор Издательского Дома «Мак-Медиа»
Для Обнинска не чужой человек, много лет работал в институте по совместительству, с коллективом знаком. Пришел с тотально позитивным настроем и ворохом задач, которые собирается планомерно воплощать в реальность.
Пообщался с Алексеем Пановым и выяснил, как новый руководитель будет развивать ИАТЭ, выстраивать работу с Госкорпорацией «Росатом», и какие цели ставит на ближайшую перспективу.
КОРЕННОЙ ОБНИНЕЦ
— Вы окончили Калужский педагогический университет, а вы сами из Калужской области или приехали из другого региона?
— Я коренной обнинец, родился и прожил здесь всю жизнь. Окончил школу №7. Это было начало 90-х годов. Тогда начали вводить специализированные классы. Так получилось, что в нашей школе, в одной из первых, появился спецкласс по химии и биологии. Это помогло нам поступить в высшие учебные заведения по профилю. К примеру, многие девушки подали документы в медицинские институты. И выпускные экзамены у нас были заточены для меда. Мы сдавали не 20 билетов по 2 вопроса, а 60 по 3 вопроса. Наша подготовка по этим предметам была очень серьезная.
— Ваше знакомство с ИАТЭ началось в ту пору?
— Я решил поступить в калужский институт на биофак. Там и познакомился с первыми преподавателями ИАТЭ, будучи студентом. У нас были совместные работы и исследования по проблемам экологии.
После окончания университета я вернулся в Обнинск и решил заняться наукой. Первое место, куда я обратился — это был ИАТЭ. Хотел поступить в аспирантуру. Но не попал по срокам, так как вуз я окончил летом, а прием у них был весной. Не хотелось терять полгода, и в итоге я оказался во ВНИИРАЭ.
МИРНЫЙ АТОМ
— Получается, что вы достаточный период времени проработали с Натальей Ивановной САНЖАРОВОЙ (научный руководитель института)? Какое направление вы курировали?
Профессор Алексей Валерьевич Панов — Сначала я занимался чернобыльской тематикой. Это отдаленные последствия аварии, обеспечение радиационной безопасности населения. В основном это Брянская область, юго-западные районы. Мы постоянно выезжали туда в командировки. Разрабатывали там системы мер по реабилитации этих территорий, возвращение их к нормальной жизнедеятельности. Это вопросы сельского хозяйства — конек ВНИИРАЭ. В принципе, моя кандидатская и докторская — это работа по Чернобылю.
А потом я уже переключился на тематику, связанную с оценкой радиационной обстановки в районах размещения предприятий ядерного-топливного цикла. В основном это атомные электростанции, но и не только они. Также и предприятия по добыче урановой руды. Это комплексные работы. И начинались они с договорных тематик с атомными станциями, либо с Атомэнергопроектом.
— На чем были сосредоточены ваши исследования?
— Накопив достаточный материал за время работы, было решено привести его к научной основе. Мы выиграли большой грант Российского научного российского фонда и в течение трех лет: с 2018 по 2020 гг. проводили экспедиции, собирали дополнительный материал, обобщали и систематизировали весь накопленный за 20 лет мониторинговых работ опыт. Это комплексное исследование, которое включает в себя радиоэкологическую оценку атмосферного воздуха, наземных и водных экосистем, миграции радионуклидов, и обеспечение радиационной безопасности населения, потому что это тоже очень важный момент.
Понятно, что атомные станции выбрасывают в окружающую среду минимальное количество радионуклидов, это все очень строго регламентировано. Но для людей, которые живут вблизи радиационно опасных объектов, важно понимать, что они не подвергаются дополнительному облучению. И такие исследования как раз направлены на то чтобы доказать безопасность регионов.
НОВАЯ МЕТЛА
— Был отрезок времени между работой во ВНИИРАЭ и приходом в ИАТЭ. Где вы работали в этот период?
— Я до июля работал во ВНИИРАЭ. Работу не менял. Но есть у меня в Москве полный тезка. Я с ним не знаком. Нас могут путать.
— Студентов и педагогический состав ИАТЭ интересует, с какой стратегией вы пришли? Есть какое-то понимание, задачи, которые ставит головной вуз? Какие будут ваши первые решения?
— Первое с чего я начал — успокоил коллектив. Когда приходит новый человек, то возникают волнения, неопределенность, как «новая метла» начнет себя вести. Я сразу всем сказал, что не собираюсь устраивать каких-то революций, менять кардинально состав. Мы работаем в штатном, спокойном режиме.
Но с другой стороны нам все равно надо меняться, поскольку наши жизненные реалии таковы, что возникает достаточно много сложностей. Скажу о начале учебного года. Для каждого вуза это трудный период запуска учебного процесса. Надо распределить и учебную нагрузку и сформировать расписание, заключить договора с профессорско-преподавательским составом. Здесь работа очень напряженная идет.
СТОЯТЬ НА МЕСТЕ — НЕЛЬЗЯ
— Но ИАТЭ вроде как справляется?
— Как показала приемная кампания этого года, нам, безусловно, необходимо менять еще и подходы к работе. После того, как были значительно увеличены контрольные цифры приема, увеличено количество бюджетных мест, оказалось, что по факту у нас есть ряд направлений, где мы видим недобор абитуриентов.
Касается это не только ИАТЭ, но и всех вузов страны. В итоге ситуация на образовательном рынке резко обострилась. Вузы начинают конкурировать за абитуриентов. И здесь нам надо менять стиль работы, искать новые подходы, как нам привлечь ребят. Я вижу поле для размышления, нестандартных идей, как работать с выпускниками, с их родителями, в том числе. Будем искать способы, как завлечь молодежь в ИАТЭ.
— Когда планируете начать брейншторм?
— Мы сейчас заканчиваем подготовку к учебному году, запускаемся и садимся думать о приемной кампании 2023 года. Если ничего не делать, то проблемы возникнут снова, а может даже и усугубятся.
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТУДЕНТЫ – ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ИАТЭ
— Не секрет, что без донорской помощи, вузам сложно работать. Как планируете выстраивать работу с «Росатомом»?
— У нас с «Росатомом» очень плотное взаимодействие. Перовое, чем ИАТЭ был всегда силен — это подготовка кадров для атомной отрасли и атомных станций, предприятий, которые завязаны в ядерно-топливный цикл. Мы готовим востребованных специалистов. Помимо наших студентов сюда приезжают на практику и стажировки учащиеся из других филиалов МИФИ. Ведь ИАТЭ — это один из крупных филиалов МИФИ, а их там на сегодня 16. Поэтому взаимодействие с «Росатомом» очень плотное.
Дальше мы планируем крупные проекты. Это и создание научно-образовательного центра на базе МИФИ, и привлечение большего числа иностранных студентов. Это развитие не только учебной, но и научной составляющей — создание лабораторий мирового уровня и необходимой инфраструктуры.
— То есть основная задача проекта — увеличение числа студентов из-за рубежа?
— Проект находится на начальной стадии, разрабатываются планы мероприятий с конкретными шагами. Ведь кроме концепции нужны и конкретные проекты с привлечением заинтересованных организаций, чтобы они работали в более тесной связке с МИФИ и ИАТЭ. И конечно, подготовка и увеличение приема студентов из-за рубежа.
«Росатом» продвигает ядерные технологии за рубеж достаточно активно. Поэтому привлекать и учить специалистов, которые будут работать на атомных предприятиях — это прямая задача и ИАТЭ в том числе.
УНИКАЛЬНЫЙ ИАТЭ
— МИФИ взял курс на специализацию филиалов. Каждое структурное подразделение будет вести какое-то направление более углубленно. Какое направление будет развивать ИАТЭ?
— Стратегия МИФИ заключается в том, чтобы каждая из площадок, которые, как правило, расположены в атомных городах, была заточена под какие-то конкретные задачи, либо научно-исследовательские институты «Росатома», либо атомные станции. ИАТЭ в этом плане более широк. Он готовит специалистов и для атомных станций по всей стране, и для предприятий, и, в том числе, специалистов для институтов нашего города.
Надо не забывать, что институтам, таким как ФЭИ, МРНЦ, НИФХИ, ВНИИРАЭ и другим нужны кадры. Где им их искать? К примеру, во ВНИИРАЭ, где я работал, большая часть молодежи — выпускники ИАТЭ. ИАТЭ является кузницей кадров для предприятий Обнинска. Не зря же мы говорим, что мы город-университет.
А по поводу иностранных студентов. Здесь мы им даем не только знания, но и являемся некими амбассадорами, продвигая интересы нашей страны за рубежом. Это очень важный аспект. Ведь они, по сути, проводят лучшие годы своей жизни в Обнинске. И, вернувшись в свою страну, они будут нашими проводниками, сторонниками Российской Федерации.
И это большая ответственность. И преподавателей, и сотрудников, которые занимаются воспитательной работой, и даже жителей города — как мы представим нашу страну, что они запомнят, оставим ли мы хороший добрый след? Ведь изначально, при Советском Союзе, у нас были высшие учебные заведения, куда приглашали иностранцев. И потом, по возвращении на Родину, они создавали положительный имидж нашей стране.
И ИАТЭ НУЖДАЕТСЯ В КАДРАХ
— Вы говорите, что ИАТЭ поставляет кадры во все институты и предприятия Обнинска, а где самому университету брать кадры?
— Кадровый вопрос — серьезный. Он важен не только для ИАТЭ, кадры нужно омолаживать и в наших институтах. Здесь, как мне видится, нужно действовать в двух направлениях. Привлекать тех ученых, и мы это делаем, которые работают в наших институтах. Но это, как правило, узкоспециализированные специалисты.
— В ком особенно острая нехватка?
— Основная проблема — нам надо готовить преподавателей, которые дают общие дисциплины. Особенно физика, математика. Пользуясь случаем, приглашаю к нам высококлассных специалистов, желающих работать преподавателями.
Процесс это взаимосвязанный: ученые приходят к нам учить, потом молодежь приходит к ним работать. Специалисты имеют возможность развивать и привлекать самых лучших из них со студенческой скамьи, начиная с практик, дипломных работ и так далее. Это все очень хорошо работает. Потом выпускники могут пойти в аспирантуру.
И, безусловно, ее надо развивать в ИАТЭ. Я сейчас этим вопросом занялся вплотную. Здесь более 70 аспирантов. Это огромный потенциал. Надо их собрать и показать нужное направление, чтобы они и диссертации более активно писали, и защищались. Это также один из важных источников пополнения наших кадровых ресурсов.
— Мы с вами разговариваем в преддверии нового учебного года. Ваши пожелания сотрудникам, студентам, школьникам, которые могут стать вашими потенциальными абитуриентами, и их родителям?
— Мы как всегда проводим линейку 1 сентября. Всю нашу молодежь, и города Обнинска, и ИАТЭ в частности, а также школьников хочу поздравить с началом нового учебного года. Они должны понимать и помнить, что в первом наукограде есть лучший вуз нашей страны — ИАТЭ. Мы будем рады их видеть в стенах нашего института в качестве сначала абитуриентов, а потом студентов. Учиться дома прекрасно! У нас большие позитивные планы. И я уверен, что мы вместе их реализуем!
Евгений Серкин
Генеральный директор Издательского Дома «Мак-Медиа»
Последние новости
Учения в Калужском арбитражном суде: безопасность судебных заседаний на первом месте
Совместные действия Росгвардии и судебных приставов обеспечили порядок в чрезвычайной ситуации.
Новые инициативы Федерального казначейства в Калужской области
Руководитель казначейства представил план по улучшению финансового управления в регионе.
Прокуратура Обнинска защитила права работника
Гражданин получил компенсацию за задержку оплаты труда.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ржеве на выгодных условиях