«Не просто «химичить», а…» Репортаж с открытия кабинета «Экомониторинга» в козельской третьей школе
Кабинет «Экомониторинга» был создан в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» и направлен на достижение целей нацпроекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.
Кабинет «Экомониторинга» был создан в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» и направлен на достижение целей нацпроекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.
Торжественная церемония открытия нового класса прошла перед первым занятием. В ней участвовали педагоги, представители районного отдела образования, а также учащиеся школы, которым предстояло познакомиться с новым оборудованием и возможностями эко-класса.
«Сегодня у нас отрывается новый кабинет дополнительного образования естественно-научной направленности «Экологический мониторинг». Я желаю, чтобы успех вас поджидал на каждом шагу», – напутствовала учащихся директор школы Наталья Савотина. Она отметила, что экомониторинг – это наука и, проводя исследования и опыты, ребята смогут применять знания на практике, улучшать экологию нашего района.
Экологический классУ входа гостей встречала старшеклассница в образе Природы: на голове венок из трав, в платье, украшенном листочками и ветвями, и с корзинкой, где лежат плоды.
Разрезана красная символическая ленточка – и все входят в яркое и уютное помещение. Современная мебель в серо-зеленой и салатовой гамме точно соответствует теме, создавая позитивный настрой. Комнатные растения в горшках и потолочные панели с рисунками листвы каштана, дуба и липы добавляют «экологичности» пространству.
Первое занятие открывает руководитель кружка «Экомониторинга», учитель биологии третьей школы и известный в Козельском районе педагог Екатерина Павлоградская. Ассистирует ей коллега – учитель Иван Тарасов.
Первый эксперимент юных экологовПрежде чем приступить к работе кружка, связанного с миром природы, Екатерина Игоревна пожелала ребятам: «Будьте изобретательны, ставьте эксперименты, анализируйте, оценивайте, находите результат, работайте в команде…». И посоветовала участвовать в олимпиадах, конкурсах, экопоходах в полевых условиях. Тем более, что для этого есть специальное оборудование, тест-системы и даже экорюкзак!
После чего пятнадцать учеников 5-х, 7-х и 9-х классов были посвящены в юные экологи. После произнесения клятвы Екатерина Игоревна вручила ребятам удостоверения кружковцев. После чего закипела работа: ученики расположились за тремя столиками, где уже было подготовлено всевозможное оборудование – колбы, пробирки, лотки, приборы, кусочки овощей и фруктов.
Надев перчатки, ребята приступили к первому эксперименту – с землей, принесенной с приусадебного участка. Для начала ее погрузили в стаканчик с водой, а содержимое перемешали.
– Что происходит? – спросила Екатерина Игоревна.
– Вода меняет цвет. Появляются пузырьки. В земле был воздух, – перечисляли ученики свои наблюдения и выводы.
– Правильно! Опыт доказывает, что в земле есть воздух, – воскликнула педагог.
– Вода становится мутной. Вещества растворяются, – продолжали школьники.
– А какие вещества?
– Песок, глина, перегной, – отвечали ребята.
На втором этапе подготовленный раствор с землей профильтровали, а в воду добавили химические препараты – хлорид калия и индикатор. Жидкость сразу же окрасилась в зеленый цвет.
– Это качественные реакции на показатель pH почвы – кислотная, щелочная или нейтральная.
Сверив показатели прибора-тестера и шкалы цветов, ученики сделали выводы.
– Показатель – 7, – выдали результат ребята, сидящие за столиком у окна.
– Это нейтральная среда: от 6,5 до 7,5, – подтвердила Екатерина Павлоградская.
– Да. Она – нейтральная и пригодна для выращивания овощей и фруктов, – подвели итог опытов юные экологи.
Вирусы, бактерии, нитратыВ ходе исследования с помощью прибора-тестера экологи определяли кислотность воды. Каждая группа ребят выясняла pH у трех ее видов – водопроводной, бутилированной для детей и покупной из магазина.
– В воздухе у нас есть содержание различных веществ, бактерий, вирусов, пыли. Поэтому и для воды нужно минимум три измерения, – подсказала руководитель кружка.
Ребята определяли, какая вода пригодна для питья. Полученные результаты занесли на доску. И выяснилось, что показатели всех трех видов колеблются в пределах от 6 до 9. «А значит, ее можно пить», – подтвердила Екатерина Игоревна.
В ходе третьего эксперимента школьники проверяли овощи и фрукты на содержание нитратов. На кусочки кабачка, огурца, картофеля, винограда и арбуза, что лежали в контейнерах на столах, положили лакмусовые бумажки.
Пропитав их соком подопытных образцов, юные экологи с интересом наблюдали за происходившими изменениями. У кого-то лакмусовые кусочки розовели, где-то оставались белыми или становились фиолетовыми. Ребята увлеченно обсуждали метаморфозы и шутили в ходе экспериментов.
– Где больше всего красного? – спрашивает Екатерина Игоревна.
– На винограде, – слышится ответ сидящих за средним столиком.
Педагог объяснила, что фиолетовый или красный окрас показывает повышенное содержание нитратов, но не критичное. И значит употреблять в пищу эти овощи и фрукты можно.
А вот у картошки диапазон цветов отличался: причиной могла быть плохо смоченная в соке овоща лакмусовая бумажка.
– Посмотрите, овощи одинаковые, но результат разный. У кого-нибудь коричневый цвет есть? – задала вопрос руководитель кружка.
– Нет, – отвечали школьники. А это значило, что содержание нитратов в норме. Ведь допустимый цвет по шкале на содержание нитратов – все до коричневого.
Урок получился живым и насыщенным, ведь яркие эмоции и увлекательный рассказ Екатерины Игоревны помогли раскрепостить и увлечь ребят экологической темой.
«Смотрите, сколько можно уже сделать проектов по тем опытам, которые мы проводили. И, может, что-то не очень хорошо получалось, потому что впервые. Но мы будем учиться и продолжать исследования», – подытожила Екатерина Павлоградская.
Впечатлений у юных экологов от первого занятия осталось много. Ведь это было для них впервые. «Мне очень понравилось. Все интересно и увлекательно. Есть новая информация и та, которую я знал», – рассказал Ярослав Королев из 7«А». «Я сам записался в кружок и считал, что мы будем просто «химичить», но в итоге оказалось намного интереснее, чем я думал», – удивился новым открытиям Артем Гамеза из 5 «Б».
Перспективы «Экомониторинга»Оборудование и сам урок поразил не только ребят, но и педагогов. А директор школы Наталья Савотина отметила, что в кружке будет задействовано 90 человек, в том числе 15 учеников из начальной школы. Ребята будут заниматься в группах раз в неделю в течение года. И если «Экомониторинг» придется по душе, то ученики смогут продолжить посещать кружок и в следующем году. Кроме того, на занятия смогут приходить ребята из других школ.
Чтобы охватить всех записавшихся, занятия кроме Екатерины Павлоградской будут проводить педагоги Галина Романова, Иван Тарасов и Ирина Михеева.
Отметим, что в Козельском районе это первый подобный класс. В течение года такие же кружки откроются в школах села Попелево и козельской первой.
Напомним, что проект «Успех каждого ребенка» поможет выявить, поддержать, развить таланты и способности школьников. А также повысит доступность актуальных и востребованных программ дополнительного образования и окажет помощь в профориентации обучающихся.
Наталия Шеховцова
Последние новости
Учения в Калужском арбитражном суде: безопасность судебных заседаний на первом месте
Совместные действия Росгвардии и судебных приставов обеспечили порядок в чрезвычайной ситуации.
Новые инициативы Федерального казначейства в Калужской области
Руководитель казначейства представил план по улучшению финансового управления в регионе.
Прокуратура Обнинска защитила права работника
Гражданин получил компенсацию за задержку оплаты труда.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку