О ценностях духовных и нравственных
В Кировской районной администрации состоялось заседание координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.
В Кировской районной администрации состоялось заседание координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи. На нём присутствовали глава Кировской районной администрации Игорь Николаевич Феденков, заместитель главы по социальным вопросам Герман Викторович Кропачев, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, а также работники образования, культуры и библиотечной системы, представители духовенства и Молодёжного совета при районной Думе.
Участники мероприятия выступили с докладами и презентациями, рассказали об особенностях преподавания курсов по духовно-нравственной культуре, воспитании молодёжи в согласии с христианскими ценностями и культурных мероприятиях, организованных при взаимодействии с Песоченской епархией.
Цифры и факты
О результатах социально-психологического исследования учащихся 5-11 классов рассказала и.о.директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи И.В. Ковалюк.
В течение шести лет психологи центра проводили исследования – изучали отношения школьников к курсу «Основы православной культуры». За последние три года в исследовании приняли участие 1181 обучающийся. Исследование проводится анонимно и состоит из восьми вопросов. В анкете учащихся спрашивают о чувствах, которые вызывает у них урок, о влиянии на них информации, которую преподносят на занятии ОПК. Учащихся просят указать, откуда ещё они могут получить информацию о православной культуре – только на уроках ОПК или, например, от родителей, в церкви и т.д.
В анкете присутствует как отрицательная динамика, так и устойчивые показатели, мало меняющиеся из года в год. Например, большинство учащихся отмечают положительное влияние уроков ОПК на становление их личности, считают, что знания, полученные на уроках ОПК, пригодятся в дальнейшей жизни. Этот показатель устойчив – от 70 до 80 % ежегодно.
В седьмом вопросе анкеты ученикам предлагали выбрать основные ценности. Большинство респондентов в качестве такой ценности указали помощь обществу. Также за три года, с 7 до 29 %, увеличилась доля опрошенных, считающих, что на их духовно-нравственное развитие большое влияние оказала забота о нуждающихся.
Тревожит тот факт, что количество детей, посещающих курс с удовольствием, снизилось на 4%. Увеличился процент учеников, испытывающих скуку на уроках ОПК – с 6 до 11 %. Снизился процент учащихся, которые испытывают к урокам ОПК интерес – за три года этот показатель опустился с 80 до 69 %.
- По завершении исследования можно сделать вывод, что отношение к предмету ОПК во многом зависит от отношения к личности учителя. Необходимо выявлять эффективность преподавания курса ОПК в каждом конкретном случае и давать рекомендации тем учителям, в чьих классах наблюдаются низкие показатели заинтересованности учащихся, - заключила Ирина Владимировна.
Положительный опыт
Начальник информационно-методического отдела отдела образования Кировской районной администрации Л.И. Гаврикова представила коллегам карту изучения курсов духовно-нравственной направленности в школах района с 1 по 11 класс. Большая часть таблицы закрашена зелёным цветом, это значит, что этот курс изучается в урочной форме, голубым цветом отмечены курсы-кружки, которые можно посещать по желанию, и оранжевым цветом – новый курс «Социокультурные истоки». На карте видно, что с 1 по 3 класс курс ОПК во всех 16 школах района существует в качестве кружков, некоторые школы продолжают такую практику и в 4 классе. Но в основном с 4 по 11 класс предмет ОПК изучается в качестве полноценного урока. В школах №1 и №3 в 10 и 11 классах ребята изучают новый элективный курс «Нравственные основы семейной жизни».
Все учителя, преподающие курсы, имеют соответствующую подготовку, а обучение проходит с использованием одобренных министерством образования учебных пособий.
Показателем качества преподавания курсов служат достижения учащихся и педагогов в различных мероприятиях. Ежегодно учащиеся и педагоги принимают участие в муниципальном фестивале «Храм души». Кировчане заняли третье место в мультимедийном проекте, победили в литературном, заняли несколько вторых и третьих мест.
Ребята участвуют в общероссийской олимпиаде по ОПК. В этом году в ней приняли участие учащиеся Фоминичской школы. Делегация Кировского района побывала на церемонии открытия ХХХ юбилейных международных образовательных чтений «Секулярный мир и религиозность». Учителя посетили мероприятия в рамках образовательных чтений. В региональном семинаре «Педагогические практики. Формирование традиционных семейный ценностей» от Кировского района опыт своей работа представила Фоминичская школа.
Консультативную поддержку по реализации духовно-нравственных направлений детским садам и школам оказывает духовно-просветительский центр «Наследие». Раз в месяц на базе центра проходили лектории. В них участвовали воспитатели 12- ти дошкольных образовательных организаций и школьные учителя. Их ещё раз познакомили с христианскими представлениями о духовном мире, с основными религиозными понятиями, сведениями священной истории, с традициями проведения православных праздников.
- Положительный опыт соработничества Песоченской епархии с образовательными организациями Кировского района – это результат крепких связей, которые дают возможность создавать единое пространство для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Сотрудничество с епархией планируем активно продолжать. Одной из задач в новом учебном году является возобновление лекториев по православной тематике, - отметила Людмила Ивановна Гаврикова.
Курс «Истоки»
О реализации курса «Истоки» в детском саду № 14 «Ручеёк» рассказала воспитатель О.И. Павлюченкова.
Программа «Социокультурные истоки» реализуется в детском саду с сентября 2020 года. Её цель - приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Программа рассчитана на четыре года развития детей от трёх до семи лет.
В программу входит знакомство с пословицами, поговорками, сказками, играми, песенками и потешками, былинами, сказами, классикой русской литературы, картинами выдающихся художников, музыкальными произведениями русских композиторов, народными песнями и игрушками. Всё это помогает дошкольникам лучше понять ценности родной культуры.
На базе отдела образования для воспитателей были организованы курсы по ознакомлению с программой. Для них были приобретены методические пособия и книги для каждой возрастной группы. Программа «Истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьёй воспитанников детсада. На родительских собраниях воспитатели познакомили родителей с этой программой, выступали с рекомендациями в своих группах.
В рамках программы во всех группах созданы уголки народных промыслов. Они оформлены в стиле старинных русских изб.
- Воспитатели нашего детского сада считают, что в работу по духовно-нравственному направлению нужно добавить исторический и региональный компонент. Поэтому коллективом детсада было принято решение о написании своей программы по духовно-нравственному воспитанию. Она будет называться «Ручеёк добра». За основу взяли программу «Истоки», а также теоретический и практический материал из других программ. В рамках этой программы на базе детского сада мы планируем создать музей, где будут представлены экспонаты Великой Отечественной войны, предметы культуры, быта, русские костюмы. В осуществлении идеи активное участие принимают родители воспитанников. После её реализации мы готовы поделиться полученным опытом, – отметила Ольга Ивановна Павлюченкова.
В основе – духовность и традиции
С докладом о реализации курса «Истоки» в Фоминичской школе выступила учитель русского языка и литературы Е.Н. Казакова.
В Фоминичской школе курс «Истоки» преподают с 2019 года. Сначала для учащихся начальной школы, а затем для ребят с четвёртого по восьмой класс.
Программа курса для начальной школы сосредоточена на важнейших ценностях общества, для детей открывается мир духовных ценностей человека и богатых отечественных традиций.
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл учебного предмета для основной школы. На этом курсе дети знакомятся с семью яркими самобытными памятниками и явлениями отечественной культуры и с каждым связана какая-то идея. Предмет «Истоки» объединяет элементы культурологии и религиозно-нравственной направленности.
Курс сопровождается богато иллюстрированным учебником и рабочей тетрадью. Материал в нём доступен и интересен детям. Например, учеников так заинтересовал рассказ о крестьянской общине, что они смастерили макеты крестьянских изб.
- Важный элемент реализации программы «Истоки» – прекрасно оформленный школьный кабинет, он называется кабинет духовно-нравственной культуры. В нём есть небольшой киот, иконы, которые подарил школе Фоминичский храм, - отметила Елена Николаевна Казакова.
Лучшая программа
Опытом участия в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» с коллегами поделилась старший воспитатель дошкольных групп школы №8 Л.И.Мосягина.
Людмила Ивановна рассказала, что конкурс проводится Русской православной церковью совместно с Министерством просвещения РФ при поддержке полномочных представителей Президента в федеральных округах. Его цель – развитие системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания детей и молодёжи в образовательных организациях дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также средне-профессионального образования.
Мосягина приняла участие в конкурсе в номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи». Её программа «Отчий край» была признана лучшей.
Программа рассчитана на год работы с детьми подготовительной группы от шести до семи лет. Курс сопровождается рабочей тетрадью с заданиями, которые можно выполнять как в детском саду совместно с педагогом, так и дома с родителями.
В результате освоения программы дети получают более глубокие знания об истории родного города, его центральных улицах и достопримечательностях, правилах поведения в городе.
- На своём опыте мы убедились, что наиболее эффективным методом обучения и воспитания являются виртуальные и пешие экскурсии. Детям очень нравится, - рассказала Людмила Ивановна Мосягина.
Кадетские классы
О духовно-нравственной работе с учащимися-кадетами коллегам сообщила заместитель директора по воспитательной работе школы №1 И.К. Самулина.
С 2011 года на базе школы №1 созданы кадетские классы. Огромное значение руководство школы уделяет духовно-нравственному воспитанию кадет, это приоритетный и обязательный компонент образовательного процесса.
Каждый кадет приносит присягу. Класс делится на отделения, выбираются их командиры, классом руководит заместитель командира взвода, дети награждаются сержантскими званиями, избирается совет сержантов, старшие курируют младших, готовят их к присяге и соревнованиям, построениям.
Кроме школьного, кадеты вовлечены в дополнительное образование в режиме полного дня. Это строевая подготовка, хореография, лекции. Большую помощь в проведении дополнительных занятий школе оказывают МО МВД России «Кировский», школа искусств №1 и работники прокуратуры, которые проводят дополнительные занятия.
В новом учебном году в школе будут сформированы два седьмых кадетских класса, а также планируется создать военно-спортивный клуб, который будет готовить молодёжь к участию в военно-спортивных играх и службе в Вооружённых силах РФ.
В следующем учебном году школа будет отмечать десятилетие кадетского проекта. За эти годы сложилась своя система сотрудничества педагогического коллектива, учащихся, родителей и социальных партнёров.
За 10 лет традиционными стали мероприятия «Присяга», военно-спортивная эстафета, акция «Возложи цветы», кадетский бал «Отвага, мужество и честь», участие в акции «Бессмертный полк».
- Цель кадетских классов – не поступление всех учащихся в университеты МВД, хотя профориентационную работу с ними проводят. Цель – вырастить духовно-нравственных людей, достойных членов общества. А это возможно только через активное вовлечение детей в социальную деятельность, через осознание особой атмосферы братства и содружества, – поделилась Ирина Константиновна Самулина.
Юнармейское движение
Большую работу по духовно-нравственному воспитанию юнармейцев проводят и в школе №2 им. генерала армии В.И.Исакова. Доклад об этом представила заместитель директора по воспитательной работе школы №2 Е.Н. Филимонова.
Юнармейцы школы №2 изучают не только основы воинской службы. Вместе с педагогами они занимаются историко-краеведческой работой, историей Отечества и родного края, реализуют проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», проводят экскурсии для учащихся в школьном музее, посещают памятные места области, участвуют во встречах с членами поисковых отрядов.
Важное для ребят направление – добровольчество. Юнармейцы являются волонтёрами, участвуют в акциях. Старшие ребята берут на себя наставничество – сопровождают новых членов отряда, берут под свою дружескую опеку учащихся с плохим поведением, участвуют в работе классных часов и проводят уроки мужества.
Кроме учёбы и активной социальной жизни, юнармецы участвуют в конкурсах. Первое место юнармейский отряд школы №2 занял в районном этапе смотра-конкурса строя и песни в рамках игры «Зарница-Орлёнок», второе место в соревнованиях по медицинской подготовке, третье место в областных соревнованиях «Юный пожарный». Первыми юнармейцы второй школы стали в военно-тактической игре «Юнармеец» областного военно-патриотического полевого лагеря среди юнармейских отрядов Калужской области.
- Принимая участие в работе всех этих направлений, ребёнок осознаёт причастность к юнармейскому движению, затем это помогает ему осознать себя частью общества, гражданином своей страны, - отметила Елена Николаевна Филимонова.
Духовность и патриотизм
Опытом сотрудничества Шайковской школы №2 и прихода храма в честь пророка Илии поделилась директор Шайковской школы №2
И.Б. Шарина.
Она рассказала, что два института – светский и духовный, сотрудничают с 2018 года. Задача проекта - духовно-нравственное воспитание детей, формирование высоконравственных моральных ценностей, приобщение школьников к основам православной культуры. Школа и приход составляют план по воспитанию учащихся. Туда входят всевозможные мероприятия, организуемые школой и РПЦ.
Настоятель прихода, отец Виктор, проводит консультации для классных руководителей и учителей, преподающих предмет «Основы православной культуры», выступает на школьных и внеклассных мероприятиях.
В ходе сотрудничества в школе решили применить интересный опыт – некоторые уроки ОПК проводят не в классе, а в храме. На мероприятия в храм вместе с учителям и школьниками приглашают и родителей.
Большое значение в школе придают впечатлениям, которые дети получают на экскурсиях. Вместе с учителями и родителями воспитанники школы путешествуют по значимым храмам, памятникам архитектуры, местам воинской славы.
Ежегодно школьники участвуют в митингах памяти, акции «Бессмертный полк», в параде на 9 мая, выполняют и волонтёрскую работу – убирают территорию вокруг святого источника.
- Духовность и патриотизм – две части, составляющие воспитание настоящего гражданина. – подчеркнула Инесса Богдановна Шарина.
Вместе с епархией
О взаимодействии учреждений культуры с Песоченской епархией рассказала директор МКУ «Сельские дома культуры» Н.И. Копылова.
Она отметила, что если раньше культурные мероприятия происходили без участия священнослужителей, то теперь в соработничестве с Песоченской епархией проводятся мероприятия, направленные на сохранение и возрождение местных традиций, фольклора, проведение праздников православного календаря – Рождества, Масленицы, Пасхи.
В преддверии празднования Троицы в духовно-просветительском досуговом центре «Наследие» для работников культуры был проведён обучающий семинар, на котором матушка Анастасия Рябова и благочинный I округа Песоченской епархии протоиерей Александр Рябов поделились с работниками культуры особенностями проведения православных праздников.
12 июня праздник прошёл в сельских Домах культуры деревень Гавриловка, Воскресенск, сёл Бережки, Фоминичи, Волое в новом формате. В исполнении работников культуры прозвучали песни о России, вместе со зрителями они танцевали, пели, водили хороводы, играли в русские народные игры. Были оформлены красочные фотозоны. Праздники объединили и детей, и взрослых. В деревне Анисово-Городище прошла служба, после которой все участники перешли на площадку около храма и перед ними выступили работники Дома культуры.
- Культура и церковь выполняют целый ряд социальных функций – нравственную, духовную, занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения, работают с молодёжью, просвещают население. Совместная работа даёт хорошие результаты, - отметила Наталья Ивановна Копылова.
Председатель духовно-нравственного совета, глава администрации Игорь Николаевич Феденков в заключение отметил, что преподавание предмета ОПК следует рассмотреть на методическом объединении учителей, где педагоги поделятся друг с другом опытом проведения таких уроков и предложат идеи для того, чтобы сделать их интереснее. Школы должны организовывать больше экскурсий и выездных мероприятий, это добавит учебному процессу новых впечатлений и эмоций. Также глава предложил поощрить активных педагогов на местном и областном уровнях.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
Последние новости
Учения в Калужском арбитражном суде: безопасность судебных заседаний на первом месте
Совместные действия Росгвардии и судебных приставов обеспечили порядок в чрезвычайной ситуации.
Новые инициативы Федерального казначейства в Калужской области
Руководитель казначейства представил план по улучшению финансового управления в регионе.
Прокуратура Обнинска защитила права работника
Гражданин получил компенсацию за задержку оплаты труда.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку