Слагается учительское счастье из ученических побед
— Это 1969 год. Гежевская восьмилетняя школа Пермской области. Мой первый коллектив.
— Это 1969 год. Гежевская восьмилетняя школа Пермской области. Мой первый коллектив. А это в 1975-ом, в Казахстане… Перебирая черно-белые фотографии, Татьяна Александровна Дворецкая с доброй ностальгией вспоминает первые шаги на своем педагогическом пути. Со старых, несколько потускневших снимков смотрят на нее искренние, доверчивые глаза мальчишек и девчонок, ставших впоследствии врачами, инженерами, продавцами, механизаторами. С некоторыми из них учитель продолжает общаться до сих пор, искренне радуясь, что все в их жизни сложилось хорошо. Хорошо – это значит живут по совести. В окружении родных и близких. В гармонии с собой. Ведь именно этого каждый учитель желает всем своим выпускникам.
За свою жизнь Татьяна Александровна попробовала себя в разных профессиях: была и директором Дома культуры, и председателем сельского совета, и сотрудником райисполкома. Но где бы она ни работала, ее всегда тянуло в школу, к детям. И именно со школой связана большая часть ее трудовой биографии.
Желание получить профессию учителя появилось у Татьяны еще в юном возрасте. Когда она училась в восьмом классе, вместе с подругой была вожатой у первоклашек. Педагог не только принимала их помощь в подготовке различных внеклассных мероприятий, доверяла проверку тетрадей, но и давала иногда провести за нее урок. И так это понравилось девушкам, что после окончания восьмилетки обе пошли учиться в Соликамское училище. Здесь были прекрасные преподаватели – умные, грамотные, увлеченные. Среди них было много репрессированных в сталинские времена.
Во время обучения на четвертом курсе студентки узнали, что в одной из школ Красновишерского района Пермской области уволились две учительницы – далеко не каждому было по силам жить и работать в сложных условиях холодного и совсем не обустроенного в те времена севера. Откликнулись на клич многие. Но выбор был сделан в пользу двоих. Среди них была и Татьяна. Вот так за неделю до своего 18-летия она начала преподавать. Педучилище, а впоследствии механико-математический факультет Пермского государственного университета, где получила специальность преподавателя математики, заканчивала уже заочно.
Из первых лет педагогической практики, как это ни покажется странным, с особой теплотой Дворецкая вспоминает свою работу в Октябрьском сельском профтехучилище Тургайской области (в то время Казахской ССР). Да, ребята туда шли – не семи пядей во лбу. Но с каким интересом они учились, с каким вниманием впитывали каждое слово учителя! Их нельзя было не уважать уже за то, что в таком юном возрасте они садились за руль «кировца» и управляли этой махиной. Подростки чувствовали уважение учителя к ним, отношение, как к равным, и в меру своих возможностей старались усвоить хотя бы основной материал.
В 1993-ем году Татьяна Александровна переехала в Калужскую область, в село Передел — к мужу Николаю Францевичу, который работал в местной школе. Уже первые месяцы пребывания здесь дали почувствовать, что сельская школа – это особый мир, особые отношения. Дети, родители, учителя – словно одна большая дружная семья. Все друг друга знают в лицо, стараются поддерживать и помогать. У сельского учителя – особая миссия. Через его руки и сердце проходит не одно поколение детей. И так важно увидеть в каждом индивидуальность, сохранив деревенское добродушие, естественность в проявлении чувств, любовь к традициям села, к природе, к людям.
— На уроках я чувствовала каждого ученика: что он думает, как он размышляет, как он будет решать эту задачу, — рассказывает педагог. — Старалась дать каждому то, что он может сделать, что ему по силам, что ему интересно. Карточки готовила, разделяла ребят на группы. Управляла классом, словно дирижер в оркестре — отдельно духовыми, отдельно струнными. Раньше это называлось дифференцированным обучением, теперь – личностно-ориентированным подходом к ученику. На самом деле, сегодня учителя применяют те же самые приемы, что применялись в советской школе, просто для них придумали новомодные термины.
Ни для кого не секрет, что из-за дефицита профильных специалистов сельскому учителю порой приходится вести несколько предметов сразу. Так было тридцать лет назад — так есть и сейчас. Пришлось столкнуться с этой проблемой и Т.А.Дворецкой. В разное время в ставшей родной Передельской школе Татьяна Александровна была учителем начальных классов, математики и физики (то есть работала по своим основным специальностям), а также преподавала русский язык и литературу.
Отмечая педагогическую мобильность своей коллеги, учителя школы признаются, что какую дисциплину ни вела бы Татьяна Александровна, ее уроки всегда проходили интересно и результативно. А кому, как не им, знать, сколько труда вложено в подготовку занятий, сколько проштудировано методичек, составлено планов.
Рассказывая о том, как ей пришлось переквалифицироваться из физиков в лирики, Татьяна Александровна поведала об одной счастливой случайности. К ним в Передел на дачу приехала кандидат педагогических наук, один из соавторов экспериментального учебника русского языка и литературы под редакцией Г.Г.Граник Лилия Абрамовна Концева. Узнав о том, что педагог с математическим образованием ведет в школе филологические предметы, она предложила свою помощь. Целое лето, по два часа в день, вела с Татьяной Александровной уроки — так, как вела бы со своими учениками. То есть давала не теорию, а самую настоящую практику. Согласно этой методике все обучение строится на знании детской психологии, на развитии и использовании в обучении эмоциональной сферы, воображения, всех видов памяти. Кроме того, здесь отчетливо проработан путь от образа к абстракции. Поэтому полученные от Л.А.Концевой знания пригодились и в преподавании математики и физики.
Еще одно направление, в котором Татьяна Александровна стала одной из первых не только в своей в школе, но и в Медынском районе в целом – это основы православной культуры.
— Поначалу, когда это не было формализовано и втиснуто в рамки каких-то учебных планов и учебников, ребятам очень нравились наши занятия, — делится она. — Я не пыталась привести детей к вере, но я рассказывала им о том, что мы живем в православной стране. Мы знакомились с произведениями живописи на православную тематику, слушали музыку с точки зрения основ мировоззрения русского человека — чтобы дети потом могли ориентироваться и в музыке, и в поэзии, и в литературе. Например, сложно понять глубину произведений Достоевского, не будучи православным человеком. Или проникнуться музыкальными откровениями Глинки, Чайковского, Рахманинова.
Когда же основы православной культуры в школах стали вестись в рамках внеурочных занятий, Татьяна Александровна организовала тематический кружок. Там вместе с ребятами ставила театрализованные представления, которые показывались в храме Святого Пророка Ильи, в школе, в сельской библиотеке. Детям нравилось инсценировать притчи, истории о семье, святочные рассказы, а зрителям нравилось смотреть. А еще, благодаря поддержке мужа, а по совместительству коллеги Н.Ф.Фляшинского, для передельских ребятишек удалось организовать несколько паломнических поездок.
Как человек, глубоко верующий, Т.А.Дворецкая с сожалением отмечает, что сегодня интерес к православию в обществе несколько угас. Но обучать христианской культуре в школе нужно продолжать, ведь в ней заложены основные духовные ценности русского человека – искренность, братолюбие, жертвенность, верность, оптимизм.
Сама Татьяна Александровна – постоянная прихожанка храма, поет на клиросе. А внук, ее единомышленник, с первых дней после освящения храма является в нем алтарником и пономарем. Сегодня Сергей учится в магистратуре Обнинского института атомной энергетики по специальности «Приборостроение. Диагностика оборудования атомных станций», но когда приезжает в родное село, старается не пропускать богослужений.
Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке — солнце, только дайте ему светить». Почти полвека учитель Татьяна Александровна Дворецкая зажигала новые «солнышки» и открывала новые «планеты», от которых школьный «небосвод» становился ярким и значимым от полученных побед и наград. Но пришла пора расставаться. В день учителя, по обыкновению, она уже не услышит заветный звонок на урок. Но — я просто уверена — в ее адрес поступит много поздравлений – от коллег, нынешних и бывших учеников, которых Учитель долгие годы вела по дороге знаний.
В преддверии профессионального праздника сама Татьяна Александровна желает всем учителям Медынского района здоровья и профессионального долголетия. Любить детей, свою работу, отдавать себя профессии, обязательно оставляя место для своей семьи. Уметь восстанавливать свои силы, расти не только в профессиональном мастерстве, но и духовно и нравственно. Добра, благополучия, мира!
Елена Шкумат.
Фото автора и из архива Т.А.Дворецкой.
Последние новости
Учения в Калужском арбитражном суде: безопасность судебных заседаний на первом месте
Совместные действия Росгвардии и судебных приставов обеспечили порядок в чрезвычайной ситуации.
Новые инициативы Федерального казначейства в Калужской области
Руководитель казначейства представил план по улучшению финансового управления в регионе.
Прокуратура Обнинска защитила права работника
Гражданин получил компенсацию за задержку оплаты труда.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку