28.05.2019

Божии коровки

Сегодня наш рассказ не о крупных  агропромышленных предприятиях района, соревнующихся между собой по надоям и урожайности.

Сегодня наш рассказ не о крупных  агропромышленных предприятиях района, соревнующихся между собой по надоям и урожайности. Мы хотим  познакомить своих читателей  с достаточно необычным для нашего времени и эффективным молочным производством в одном небольшом монастыре.

Вообще производство сельскохозяйственной продукции в монастырях — не просто дань традициям прошлого, а насущная потребность и даже обязательное условие для выживания обители. Вот и стараются насельники православных монастырей во все времена трудиться на земле, чтобы прокормить себя и других членов общины.

Именно о таких незаметных, скромных тружениках сельского хозяйства, с особенной любовью и заботой возделывающих свою землю и выращивающих крупный рогатой скот, мы и хотим сегодня рассказать.

Много лет тому назад

В Малоярославецком Свято-Никольском  Черноостровском женском монастыре коровы появились практически сразу, с приходом его первых насельниц, когда в 1992 году несколько монахинь во главе с матушкой-игуменьей Николаей начали восстановление главной святыни города.

Первой монастырской коровой стала дойная кормилица, приведённая в возрождавшуюся обитель пожилой монахиней Евстолией — малоярославчанкой Александрой Шараевой. В те же годы появился и монастырский скит в старинном селе Карижа, в шести километрах от Малоярославца. А вскоре у черноостровских сестёр появились ещё пять коров, подаренных им местным совхозом.

Практически с первых же дней жизни в монастыре его насельницы занялись в обители изготовлением домашнего сыра, сметаны и творога для собственного потребления и угощения первых паломников.  А позже этим молочным продуктам суждено было стать основой полноценного питания обретших в монастырском приюте свой новый дом девочек-сирот.

Карижский скит и его обитатели

Зимой бурёнки находятся в тёплых коровниках, расположенных на основной территории монастыря. На летний же период, с начала мая и до середины октября, коровы перебираются в Карижу, где под присмотром сестёр-пастухов на приволье с удовольствием поедают свежую траву. При этом далеко гнать свой скот монахиням не приходится  —  рядом со скитом есть два небольших поля, принадлежащих  монастырю.

Имеется у сестёр и четвероногая помощница – немецкая овчарка, которая не только сторожит скит, но и помогает пасти коров. Ведь постоянно на послушании в ските находятся всего четыре сестры, которым нужно многое  успеть сделать за день. Две из них пасут и доят  стадо и две занимаются небольшим садом-огородом, а также скромным скитским хозяйством: готовят, стирают, убирают.

Старшей на карижском ските является мать Наталья. Она несёт закрепленное за ней послушание быть ответственной за животноводческое производство в монастыре. Бывшая городская жительница, она никогда не работала с крупным рогатым скотом, более того, в детстве монахиня коров боялась. Однако сейчас, как говорит мать Наталья, работает «за благословение».  И у неё не только нет страха, но, наоборот, есть большое желание трудиться для общего блага. Имея высшее экономическое образование, монахиня  рада тому, что жизнь её сложилась именно так, как сейчас. По словам матери Натальи, она счастлива трудиться на свежем воздухе в спокойной, доброжелательной атмосфере, да ещё и с такими умными и отзывчивыми на заботу сестёр животными.

Примечательно, что всех своих подопечных бурёнок сестры в разговоре всегда называют исключительно коровками. И конечно, у всех из 15 дойных коров, двух тёлок и телят есть собственное имя. Причём и имена  коровам монахини дают такие добрые и ласковые: Пчёлка, Верба, Аляска, Ёлка, Ночка, Новинка, Малышка, Роза. А тут ещё и оказывается, что по одной  интересной статистике, как недавно узнали сестры, больше всего дают молока именно те коровы, к которым обращаются по именам.

Вкусные, «домашние» продукты

Вся переработка молока происходит непосредственно на самой территории малоярославецкой обители. Первые монастырские сыры были самого простого приготовления. Сестры делали сулугуни, плавленый сыр и тому подобные сорта. Сегодня, когда в монастыре появилось настоящее итальянское оборудование для сыроделания и монахини освоили производство твёрдых и даже изысканных по своему вкусу сыров, жизнь предъявляет особые требования к качеству производимого в скиту молока.

Как рассказывают сестры, они на собственном опыте убедились, что для производства высококачественного сыра необходимо молоко от коров, которые пасутся на просторе и едят свежую траву, богатую витаминами и другими полезными веществами.

В отличие от животноводческих производств, где коров не пасут и кормят силосом и сенажом, зимой монастырские коровы питаются только комбикормом и сеном с эпизодическим добавлением небольшого количества корнеплодов. Летом же они едят исключительно свежую траву, плюсом к которой идёт незначительное количество концентрированных кормов. Таким образом, из  питания коров исключены корма, подверженные брожению, что самым лучшим образом сказывается на качестве сыра.

Контроль и порядок

Доят коров, как и на других производствах, специальным аппаратом. Средний ежедневный надой на монастырской ферме за три дойки составляет около 25 литров с коровы. Столько же здесь дают и первотёлки, а от отдельных коров сестры надаивают и до 30 литров, хотя, как они говорят, строгого учёта в скиту не ведут.

При этом монастырское молоко проходит ежемесячные проверки в Малоярославецкой ветеринарной станции. Как говорит мать Наталья, здесь стараются, чтобы все биохимические показатели и вкусовые качества молока не просто были в норме, но и были в самом лучшем виде: коровы были здоровы и молоко высококачественным. Ведь делают это они в первую очередь для себя. Для этого сестры раз в 10 дней или по мере необходимости самостоятельно проводят некоторые анализы непосредственно в монастыре.

На производство одного килограмма сыра у сестёр уходит 10 литров молока. Из 120 литров, перерабатываемых за один раз специальным оборудованием, сестры получают две большие головки сыра. Затем, в процессе созревания продукт теряет немного влаги и слегка ссыхается, от чего теряет в весе, но зато приобретает свойственные сыру вкусовые качества.

Заслуженно высокая оценка

Первыми из гостей сыр, творог и сметану Черноостровской обители распробовали прихожане монастыря, а затем — его многочисленные паломники, многие из которых приобретают сыр не только для себя, но и в качестве гостинца из Малоярославца, своеобразного вкусного сувенира.

Цена на этот натуральный сыр достаточно высока. Однако  с продукцией из магазинов монастырский сыр сравнивать нет смысла. Что, кстати, подтверждено государственной экспертизой в Калуге, по результатам сертификации которой насельниц монастыря пригласили принять участие в престижной выставке-ярмарке лучших продуктов, производимых в нашем регионе.

Пользуются монастырские продукты популярностью и на многочисленных православных ярмарках, проводимых в разных больших и малых городах России.

В настоящее время спрос на монастырский сыр, по словам монахинь, огромный. Но продавать его больше, как этого хотят покупатели, сестры по объективным причинам не могут, да, в общем-то, и не ставят такой цели. Ведь в первую очередь их молочное производство призвано обслуживать потребности самого монастыря. А это и так, согласитесь, достаточно серьёзная задача.

И сегодня созданное и развивающееся в Свято-Никольском женском монастыре производство высококачественных молочных продуктов служит хорошим примером для крестьянско-фермерских хозяйств.

Таким образом, самоотверженные усилия малоярославецких монахинь, направленные не на извлечение максимальной прибыли, а на принесение блага всем, дают свои превосходные плоды.

И такого результата хочется пожелать всем.

Наталья Рябинина

Фото автора

Последние новости

В преддверии Дня Победы сотрудники ИК-4 посетили на дому ребенка Великой Отечественной войны Безденежных Нелли Степановну

В преддверии празднования 79-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войны сотрудники ИК-4 УФСИН России по Калужской области посетили на дому ветерана уголовно-исполнительной системы-ребенка Великой Отечественной вой

В лесу прифронтовом

Песня «В лесу прифронтовом» – это простая и душевная композиция в стиле вальса,

В Козельской епархии освящен новый храм

10 мая. Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *