ТРИЗ в центре «РИО»
Компьютеры и смартфоны с рождения окружают современных детей. Уже в два года они могут самостоятельно найти нужную игру в мамином телефоне или включить телевизор.
Педагоги начальной школы тоже переживают: как обучать детей, которые с трудом пересказывают то, о чём рассказал учитель. При этом они уже считают в пределах ста, знают буквы и даже умеют читать. Но у детей отсутствует познавательный интерес, иногда уже в первом классе они не хотят идти в школу.
Эти проблемы рассматривались на семинаре «Познавательно-речевое развитие дошкольников и младших школьников средствами ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)». Он прошёл в Обнинске для педагогов центра «РИО», которые ставят перед собой амбициозные задачи: не просто научить детей читать, а развить мышление. Вела семинар Татьяна Сидорчук , сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук из Ульяновска.
На семинаре рассмотрели такие темы, как «Что такое сильное мышление и чем оно отличается от обычного», «Технология формирования у детей способностей формулировать вопросы познавательного характера», «Приёмы установления причинно-следственных связей», «Методы развития творческого воображения. Технология формирования способностей преобразовывать объекты. Технологии составления образных сравнений, загадок и описательных рассказов», «Алгоритм системного оператора» и другие. Обратим внимание, как часто встречаются слова «технология», «методы» – то есть упор делается на то, что детям даются алгоритмы деятельности, способы мышления. Они помогают ребёнку составлять загадки и придумывать новые игрушки, рассматривать объект в его прошлом, настоящем и будущем, искать для решения задачи ресурсы и применять ключевые способы преобразования объектов, генерировать новые идеи.
Для развития речи тоже отработаны специальные алгоритмы: как составлять рассказ по картинке, как найти образное сравнение, как запомнить стихотворение. Педагоги выполняли упражнения, удивлялись собственным удачам, и постоянно задавались вопросом, почему же этим приёмам не учат в педагогических вузах?
Да, технология ТРИЗ предназначалась для инженеров, потом её стали применять для подготовки студентов. А когда поняли, что развитием мышления надо начинать заниматься в более раннем возрасте, стали работать со школьниками, а потом ТРИЗ пришёл в детские сады. Сейчас, например, в городе Сарове 44 садика работают под руководством Татьяны Александровны, внедряя ТРИЗ с самой младшей группы. Сегодня ТРИЗ активно используют по всему миру. Татьяна Сидорчук проводит свои курсы в Германии, в Южной Корее, в США, в Японии. В перерывах между поездками Татьяна Александровна уже третий раз приезжает в Обнинск. А ещё к нам приезжали обучать технологиям ТРИЗ преподаватели, мастера ТРИЗ из Петрозаводска, Жуковского, Москвы, Могилёва. Кстати, многие крупные компании, такие как «Самсунг», обучают своих сотрудников, приглашая «тризовцев».
Теперь ТРИЗ опять вернулся в Обнинск. Когда-то у нас в наукограде издавался журнал ТРИЗ, проводились семинары для инженеров и учителей. Педагоги центра «РИО» на всех своих занятиях будут использовать эти эффективные технологии, чтобы успешно развивать детей наукограда Обнинска.
Пресс-служба МАН «Интеллект будущего»
Последние новости
Психосоматика желудочно-кишечных заболеваний: новое учебное пособие
Ирина Малкина-Пых представила практическое руководство по психосоматическим аспектам здоровья.
Непогода в Калужской области: морозы до -6 градусов
Жителей региона предупреждают о сильном похолодании.
Юридическая консультация в Ульяново: помощь местным жителям
Граждане получили ответы на важные юридические вопросы.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией