Духовный облик преподобного Пафнутия Боровского. Статья еп. Иосифа (Королева)
Статья еп. Иосифа (Королева) к дню памяти преподобного Пафнутия Боровского (14 мая 2023).
Тридцать три года (с 1444 по 1477 гг.) руководил преподобный Пафнутий устроенной им обителью в честь Рождества Богородицы под Боровском. Боровский игумен в своем новооснованном монастыре, ведя строгую подвижническую жизнь, был образцом для братии. Он не оставил после себя письменных наставлений и устава, немного сохранилось и устных его наставлений. Но имеющиеся свидетельства современников сохранили для нас сведения о жизни и характере подвижника, его поступках и словах, служивших образцом для иноков с ним живущих.
Личность преподобного Пафнутия выделяется из ряда святых его времени. Так, историк В.О. Ключевский утверждал, что святой Пафнутий имел «характер, один из любопытнейших в древнерусском монашестве» [1] . Тот же ученый считал, что у Боровского игумена был « один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси » [2] .
Труды прп. Пафнутия
Прежде всего, обращает на себя внимание внешняя подвижническая деятельность основателя обители. Святой был примером для братии, трудясь на самых тяжелых монастырских работах. Святитель Вассиан говорит, что игумен Пафнутий « повсегда тружаяся тяжким делом прилежа» . Подвижник рубил дрова, вскапывал огород, на полив грядок сам приносил воду: «…дрова секий и на раму нося, и землю оградную делаше, и воду нося еже напаяти таковая. И ина вся творяше тяжестная » [3] .
Когда 23 февраля 1460 года в монастырь вошел Иван Санин – будущий преподобный Иосиф Волоцкий, он застал игумена за рубкой дров. Автор жития Иосифа описывает, как старец Пафнутий, которому было уже 66 лет, носил на плечах бревна вместе с братией, затем брал топор и рубил дрова наравне со всеми:
«Приде к сему Иван в манастырь, обрете и (Пафнутия) труждающася, и с инеми древа приношающа, и своима рукама сечиво (топор) приемлюща и секуща с прочими». Ивану пришлось ждать немалое время, пока игумен с братией не закончили работу и направились в храм на вечернее богослужение: «Претерпеваше же, пожидая упражнения отцу, тому бо на мнозе в работе коснящу» [4] .
При возведении нового каменного храма игумен Пафнутий на своих плечах носил строительные материалы: «сам блаженный со ученики во время зимы камение влачаше… и воду и ина вся на плещу ношаше» [5] . В это время (1466 год) преподобному старцу было уже 72 года.
Прп. Пафнутий Боровский с братией трудится над постройкой монастыря. Из фурнала "Кормчий" 1908 г. №18, с.203.
Сам подвижник работал на монастырских волах . Об этом пишет инок Досифей (Топорков) в Волоколамском патерике: «Имяше убо отець нашь супруг волов, на нихже сами брат монастырьскую работу творяху» [1] . В зимнее же время его рукоделием было плетение рыболовных сетей («...во время же зимное мрежие плетый») . Игумен всегда первым приходил на монастырские послушания: « Никтоже преже его обреташеся на всяко дело» .
Таким образом, святой наглядно демонстрировал братии идеалы монашеского служения: равенство, трудолюбие, смирение, послушание, являя собой образец для подражания. По выражению И.К. Смолича, «подвижники больше всего ценили личный пример игумена или основателя монастыря, его подвиги, поучения, его отношение к братии» [2] .
М.В. Нестеров. Святой Пафнутий Боровский. 1890.
Строгость в соблюдении правил
Необходимо сказать о строгости преподобного в соблюдении им монашеских и церковных правил. Святитель Вассиан свидетельствует о неукоснительном соблюдении Пафнутием молитвенного правила: в Житии неоднократно говорится о том, что игумен первым приходил в храм . На богослужении он пел на клиросе вместе с братским хором , как об этом пишет его агиограф: «на едином клиросе в лице поющих с ним (с преподобным Пафнутием) стоях» [3] . При этом святой не пропускал ни одной стихиры: «Обычай же имяше старец не единаго стиха мимоити с молчанием, но всегда пояше с братиею» [4] .
Строгость проявлялась и в ревности хранения догматов и правил церковных – тех, кто проявлял неправославный образ мыслей, он изгонял из монастыря:
«В догматех же велико опасение и ревность имяше. Аще кто и мало кроме Божественнаго писания ничинаше глаголати, не точию не хотяше слышати, но и от обители изгоняше» [5] .
Строгость в посте
Преподобный Пафнутий был строгим постником: особенностью в соблюдении им поста являлось воздержание от пищи в понедельник и пятницу.
В Житии подчеркивается строжайшее сохранение им целомудрия – в монастырь был запрещен вход женщинам: « …жен же не точию во обители, ни издалеча не хотяше их видети, но ни глаголати о них кому терпяше» [6] , так что боярыня, исцеленная Пафнутием и желавшая отблагодарить его, могла ограничиться только тем, что через ворота смотреть, как он проходит по двору. Святой не разрешал касаться его тела – когда он за 5 дней до смерти шел в храм, то своему пожилому собрату не разрешил поддержать себя за ладонь: «вскоре исторже со гневом руку, а повеле за ризы поддержати» [7] .
Игумен Пафнутий очень строго соблюдал пост перед принятием Святых Таин. В последние дни жизни, пребывая в немощи, он 3 дня не вкушает пищи перед причащением, объясняя это тем правилом, что « достоит болящему три дни повоздержатися прежде Причащения» [8] .
Строгость и любовь по отношению к ближним
Указанную строгость он применял не только к себе, но и к своим духовным чадам, воспитывая их души. Можно даже сказать о суровости его характера, где-то переходящей в резкость. Так, после отказа одного брата в послушании ему, «...блаженный, яро возрев нань, повелевает по повелению его творити» [9] . Преподобный Иосиф Волоцкий говорит про своего наставника, что святой Пафнутий был «жесток же, и напрасен, егда потреба» [10] .
Оберегая иноков от соблазнов и искушений мира, игумен Пафнутий строго запрещал им без крайней нужды покидать стены монастыря. Прозорливость старца позволяла ему сразу же видеть нарушителей по омрачившемуся состоянию их души. Так один инок, будучи еще «новоначален и еще дерзости мирския не преодолев, сей изыде по некоеи потребе вне обители, и виде мирския люди с ними же и жены грядуща. К ним же прельстився, очима устреми зрение и прельстився сложися помыслу, пленен быст и косн в них. Потом же помянувся возвратися в келлию отца» [11] . Когда он вернулся, то застал преподобного Пафнутия за чтением. Игумен укоризненно посмотрел на него и, отвернувшись, сказал: «Не таков этот человек, каков был прежде».
В то же время в святом Пафнутии видно проявление любви и милосердия к ближним, примеры оказания помощи инокам и мирянам, прибегающим к его помощи. Разговаривал он со всеми с любовью и добротой:
«…беседа же его вся проста, сладце беседоваше, не токмо братиям, но и мирскым и странным» [12] .
Не случайно в тропаре преподобному говорится о нем: «…милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси, и нищим был еси заступник» [13] . В Житии имеется целая глава «Наказание святого о милостыни», в которой он учит, что одна только милостыня может спасти человека, если тот законно живет. Пафнутиев монастырь стал первым известным русским монастырем, занимавшимся социальной деятельностью , поэтому профессор В.М. Кириллин отмечает, что благотворительный аспект иноческой жизни на Руси впервые встречается в Житии Пафнутия Боровского [14] .
Придавая большое значение заповеди милосердия, во время голода Пафнутиев монастырь кормил целую округу. Собиралось голодающих каждый день до тысячи и больше, так что в обители ничего не осталось. Святой милостиво обращается с ворами, которых отпускает, никому не открывая их греха, и даже кормит их, давая заповедь впредь не грешить. А в своем предсмертном завещании преподобный говорит: «трапезы от любостранна не затворите, милостыне попецытеся, просяща потребная, тща не отпустите» [15] . Особенно же проявилось нищелюбие Пафнутия на смертном одре, когда он повелевает Иннокентию не покупать себе даже гроба, а сэкономленные от этого деньги раздать нищим.
Нестяжание старца Пафнутия
Особенно следует сказать о нестяжании подвижника. Устроение его келлии, как и его одежда, были самые простые:
«...не токмо о пищи, но и келейное устроение вся непотребна. Еще же и ризы его, мантия, ряска, овчая кожа, сандалия ни единому от просящих потребна быша» [16] .
Современники описывали старца как «низска возрастом и погорблена, браду седу и велию имуща, ризами зело худыми одеана» [17]
Поэтому, когда в обитель зашел «гордый человек», он, не узнав Пафнутия, грубо толкнул его, спрашивая игумена [18] . Преподобный Иосиф Волоцкий, отмечая сугубое нестяжание преподобного, говорит, что «...он был человек безвеществен» [19] .
Любовь к животным
Святой Пафнутий любил животных, особенно птиц, которым посвящена целая глава Жития под названием «О гавранех». Здесь сказано, что вокруг монастыря был лес, в котором жило много ворон: «гаврани черноперые и многоязычные». Ему утешительно и радостно было наблюдать за воронами: «о зрении тех зело веселяшеся» [20] . Святой берег птиц, поэтому дал заповедь ученикам – чтобы никто тех птиц или птенцов не трогал руками, чтобы не навредить им.
Чудеса прп. Пафнутия
Преподобный своей молитвой исцелял от тяжких недугов страждущих, изгонял бесов из одержимых. Княжеский младенец, уже умирающий, получил исцеление по молитвам святого и окроплением его святой водой, посланной ему преподобным.
Однако чудесные исцеления по молитвам преподобного Пафнутия не давались просто так. Как правило, святой требовал от исцеляемого потрудиться в подвиге и покаянии. Так, желая исцелить глазную болезнь у одного из своих учеников, он возлагает на него подвиг совершения тысячи Иисусовых молитв. При этом вручает ему свою вервицу, по которой сам творил молитву, и потом следил за точным исполнением своего повеления. В другой раз, избавляя инока от бесовских мечтаний, он повелел ему вычитать перед собою весь Псалтырь.
Смиренно скрывая свою прозорливость, святой часто говорил, что гнездящееся в человеке зло он может распознавать по его лицу. Так он узнал, что один из его духовных сыновей совершил плотской грех за стенами монастыря.
Характер подвижника
Преподобный Пафнутий умел держать себя с достоинством. Некоторым современникам не нравилась его независимая речь. Он не входил в сообщение с теми, кто горделиво относились к нему и не смущался перед сильными мира сего. Так, незадолго до смерти он отказался принять посланца от великого князя, говоря при этом:
«Истину вам глаголю не разгневите Единого, ничтоже вам успеет гнев человечьскый; аще же Единого разгневите, еже есть Христос, никтоже вам помощи может; а человек аще и разгневается, пакы смирится» [21] .
При всем при том у него было много мягкости; так, ученикам его была памятна добродушная улыбка наставника. В молодых, еще неискусившихся пострижениках Пафнутий принимал заботливое участие и добродушно относился к ним.
Посещение Троице-Сергиева монастыря
Троице-Сергиева лавра. Литография 1862 г.
Характер преподобного Пафнутия был скорее общительный, чем строго аскетический [22] . Он иногда ходил в другие монастыри для духовной беседы со старцами. Об одном из таких визитов в Троице-Сергиев монастырь вспоминал в 1578 году царь Иоанн Грозный в своем послании в Кириллов Белозерский монастырь:
« Слышах, некогда пришедшу преподобному Пафнотию Чюдотворцу к Живоначальней Троице помолитися и к чюдотворцову Сергиеву гробу, и ту к сущей братие беседы ради духовной, и беседовавшим им, и оному отъити хотящу, они же ради духовныя любви и за врата провожаху преподобного; и тако воспомянувше завет преподобнаго Сергия, яко за врата не исходити, вкупе и преподобнаго Пафнотия подвигше на молитву, и о сем молитвовавше, и тако разыдошася» [23] .
Память об исторических событиях
Из «Повестей преподобного Пафнутия», записанных иноком Досифеем (Топорковым), видно, что старец держал в памяти исторические события, и что он по преимуществу интересовался преданиями о великих князьях Московских. Рассказывая в беседах ученикам о событиях из русской истории, старец всегда заканчивал их душеполезным назиданием. Так, рассказывая «о великом море» 1426–1427 годов, свидетелем которого он был, игумен подробно описывает поведение людей во время бедствия, приводя в пример тех, кто обращался к покаянию перед смертью. Переживал святой о посмертной участи князя Ивана Калиты – поэтому он сообщает рассказ некоей инокини, умершей и ожившей, которая видела великого князя в раю. Также старец рассказал о милосердии Ивана I, а также о предсказании святого митрополита Петра того, что он умрет раньше князя, здесь приводится и год кончины великого князя – 6849 (1341). Известны преподобному были и события соседнего Великого Литовского княжества.
[1] Волоколамский патерик. С. 98.
[2] Смолич И.К. Русское монашество, 988–1917. Жизнь и учение старцев. М. : Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 1997. С. 223.
[3] Житие преподобного Пафнутия. С. 125.
[4] Сказание о преподобном Пафнутие // ОР РГБ. Ф. 113. Волоколамское собр. № 219 (638). Л. 242.
[5] Там же. С. 143.
[6] Житие преподобного Пафнутия. С. 141.
[7] Там же. С. 144.
[8] Житие преподобного Пафнутия. С. 144.
[9] Там же. С. 140.
[10] Иосиф Волоцкий, преп. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. № 7. М., 1847. С. 13–14.
[11] Житие преподобного Пафнутия. С. 129.
[12] Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского // Ключевский В.О . Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 445–446.
[13] Минея. Май. Ч. 1. М., 2002. С. 15.
[14] Кириллин В.М. Социальные воззрения преподобного Иосифа Волоцкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2015. С. 48.
[15] Записка Иннокентия… С. 446.
[16] Там же. С. 445.
[17] Житие преподобного Пафнутия. С. 130
[18] Житие преподобного Пафнутия. С. 139.
[19] Послание монахам Пафнутьева монастыря // Послания Иосифа Волоцкого. М., Л., 1959. С. 144.
[20] Житие преподобного Пафнутия. С. 126.
[21] Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского. С. 445.
[22] Хрущов И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. СПб., 1868. С. 22.
[23] Послание царя Иоанна Васильевича Кирилло-Белозерскаго монастыря игумену Козме с братиею // Акты исторические, собранные и изданные Архографическою комиссиею . Т. 1 : 1334–1598. № 204. СПб., 1841. С. 382.
[1] Ключевский В.О . Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 207.
[2] Его же. Русская история : Полный курс лекций. Т. 1. М., Минск, 2002. С. 378.
[3] Кадлубовский А. П. Житие прп. Пафнутия Боровского, писанное Вассианом Саниным // Сборник историко-филологического общества при Институте кн. Безбородко в Нежине. Киев, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 141.
[4] Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. Кн. 3. М., 1903. С. 15.
[5] Житие преподобного Пафнутия. С. 125.
Последние новости
Психосоматика желудочно-кишечных заболеваний: новое учебное пособие
Ирина Малкина-Пых представила практическое руководство по психосоматическим аспектам здоровья.
Непогода в Калужской области: морозы до -6 градусов
Жителей региона предупреждают о сильном похолодании.
Юридическая консультация в Ульяново: помощь местным жителям
Граждане получили ответы на важные юридические вопросы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку