Митрополит Калужский и Боровский Климент: Слово на открытии XXII Богородично-Рождественских образовательных чтений
Приветствую всех участников и гостей нашего образовательного форума на Калужской земле.
Приветствую всех участников и гостей нашего образовательного форума на Калужской земле. На этот раз в центре внимания — победа нашего народа над немецким фашизмом. В мае следующего года мы будем отмечать 75-летие этого события. Каково значение той Великой Победы для нас, нынешних поколений россиян, живущих без мировых войн столь длительный период времени, и для наших потомков?
Величайшее бедствие XX века оставило в истории нашей Отчизны память о несгибаемой силе духа наших предков, об их ратном подвиге и Победе над агрессором. Мы не знаем тех ужасов и лишений, которые выпали на долю людей, переживших военные годы. Еще можно найти свидетелей тех лет, но их осталось очень мало. Они, как и уже ушедшие участники Великой Победы, сделали нас хранителями памяти о последней войне, в которой наш народ был не только победителем, но и освободителем.
В 1945 году была одержана победа не только в Великой Отечественной войне. В очередной раз русская армия избавила народы Европы от диктата идеологии человеконенавистничества. Да, были союзники, но вся сила военного удара Третьего рейха, который объединял значительную часть Европы, была нанесена по нашей стране. В ХХ веке технологии массового уничтожения не только воинских сил, но и мирного населения развились до невиданных прежде масштабов. Под угрозой истребления оказались целые народы со своей уникальной культурой, поскольку их уничтожение было государственной идеологией. Надо помнить об этом, чтобы нацистские идеи не получали реабилитацию в умах живущих ныне людей и их потомков.
Вторая мировая война велась в самых различных уголках планеты. Ее итогом, кроме новых государственных границ и разделения сфер влияния, стало принципиально новое мироустройство. Оно зиждется на концепции глобального сдерживания из-за существования ядерной угрозы самоуничтожения человеческой цивилизации. Осознание реальности этой угрозы вот уже без малого 75 лет сохраняет человечество от глобальных военных конфликтов подобных двум мировым войнам XX века. По данной причине все современное человечество в целом и каждый отдельный его представитель могут быть причислены к наследникам Великой Победы.
Однако это общее наследие человечества не ограждает его от локальных раздоров и вражды. Мир стал безопаснее, но лишь в той мере, чтобы не допустить общемировую катастрофу. Люди все менее стремятся к тому, чтобы преодолеть страсти, неминуемо раскручивающие маховик всех конфликтов: лжи и взаимной ненависти. Мы наблюдаем, как современные масс-медиа обладают самыми широкими возможностями для искусственного насаждения и раздувания вражды к отдельным категориям людей и между народами. Целый ряд конфликтов конца XX и начала XXI века предварялся массовой пропагандой национальной или религиозной ненависти в СМИ. Примером доказанного подстрекательства к этническим убийствам является вещание в течение года «Свободного радио тысячи холмов» в одной из африканских стран — Руанде.
При всех прогрессивных достижениях человечества, в международной политике не изжит древний принцип колониального господства «разделяй и властвуй». Напротив, в наши дни он применяется еще более изощренно. Что приводит, например, к появлению откровенно мизантропических организаций на Ближнем Востоке. Горе слабым государствам, на которые обратили свой хищнический взгляд страны лидеры. Все накопившиеся противоречия и прежние конфликты, которые есть в любом обществе, выпячиваются и искусно подогреваются в СМИ. С применением полуправды, явной лжи и подтасовок неприязнь доводится до откровенной ненависти, а добрососедство различных культур и народов обращается массовыми гонениями. Это мы видим опять в странах Ближнего Востока и Восточной Европе.
Верное средство преодоления ненависти и других страстей, разрушающих личность, общество и мир между народами, предлагает православная аскетика. Преподобный Серафим Саровский открыл это средство, как жизненную цель каждого христианина, в совете: «Стяжи дух мирен». Этого Духа надо просить нам у Господа и вести соответствующую, по-евангельски праведную жизнь. Еще в XIII веке святой князь Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Данный принцип является источником русской воинской доблести.
Падение любого государственного строя всегда предваряется ненавистью к нему, обесцениванием его стержневой мировоззренческой основы. Начиная с конца 80-х годов прошлого века, в сознание россиян транслируется навязчивая и неконструктивная критика советского периода истории нашей страны. Пересмотру оценок вплоть до явного глумления подвергнуты не только недостатки, но и позитивные достижения Советского Союза. Надо отметить, что российское общество оказалось неготовым к критическому анализу подобных информационных вбросов.
Не избежала этой участи даже Великая Победа. На скорбных примерах истории Великой Отечественной войны 1941—45 гг. граждан современной России пытаются научить ненавидеть свою Родину. Видный теоретик военного искусства XIX века Карл фон Клаузевиц рассматривал войну как «продолжение политики другими средствами», а политику трактовал как «концентрированное выражение экономики». Политической целью войны нацисткой Германии с Россией было уничтожение ее государственности и полное истребление ее народонаселения. Цель фальсификаторов нашей истории — решение тех же политических и экономических задач по отношению к современной России, но «иными средствами» — забвением и подтасовкой исторических фактов.
По словам современника Клаузевица — одного из офицеров русской армии, «целью любой войны является мир на условиях, благоприятных для победившей стороны. Те, кто не помнит прошлого, обречены на его повторение». Победа ценна для одержавшего ее народа, пока незыблемы ее итоги. Нас же стараются приучить к мысли, что наша Победа не заслужена, и нам следует добровольно отказаться от ее итогов. Чем это грозит нашей стране, с точки зрения экономики, замалчивается. Но в новостных сводках постоянно мелькают требования иностранных государств о компенсациях.
Во второй половине XX века отечественная культура чрезмерно романтизировала войну, полностью перенеся ее в мир эмоций. Но чувствами легко манипулировать в любую сторону. Для того чтобы оценить подвиг людей, приближавших Великую Победу, кроме горячего сердца нужен холодный разум. Нам, живущим в III тысячелетии, в канун 75-летия окончания войны, необходимо сделать решительный шаг от собирательных, пусть даже и светлых, пропагандистских образов к фактическому знанию о военных событиях.
Это значит, что теперь на первый план должна выйти работа с архивами. И здесь как для опытных, так и для молодых и пытливых исследователей много интересной работы. Пусть ее результатом станут публикации, в которых со всей строгостью соблюдаются принципы открытости и исторической объективности. Вот где сегодня пролегает передовая Великой Отечественной — на защите Великой Победы от клеветы и забвения.
Еще одним фронтом, на котором продолжается сражение за Великую Победу, является поиск и достойное захоронение останков воинов, погибших за нашу Родину в Великой Отечественной войне. Есть и в Калужском крае немало воинских могил и мемориалов, которыми отмечен скромный и зачастую малоизвестный сегодня ратный подвиг наших соотечественников. Пусть о них не пишут книг, но мы должны помнить их вклад в Великую Победу. Ведь они отдали самое дорогое — свою жизнь ради будущего России. И Церковь и государство, а не только местные органы самоуправления, должны проявлять должное внимание к этим захоронениям, чтобы передать благодарную память о воинах защитниках последующим поколениям россиян, как наследникам добытой ими Великой Победы.
Правда об участии в Великой Отечественной войне рядовых граждан страны — это важный аспект патриотического воспитания. В беседах с молодежью надо говорить не только о великих сражениях под Москвой, за Волгоград, на Курской дуге, но и о военных событиях, которые проходили на Калужской земле. Молодым людям полезно знать не только об известных героях того времени, но и об участниках войны из своего родного города или села. Каждый калужский школьник должен знать о героях Людиновского подполья, о сражавшихся на Зайцевой горе, на Ильинских рубежах и в других местах нашей области, где созидалась Великая Победа. Это поможет молодому поколению конкретизировать школьные знания по истории.
Важно, чтобы у новых поколений россиян были не только правдивые представления о последней войне, но и понимание, что та земля, на которой они сейчас живут, была попрана врагом, и за освобождение этого села, этого города умирали люди. Чтобы ощутить свою связь с народом победителем и почувствовать себя причастными к Великой Победе, надо знать, что в войне участвовал не только твой дедушка, но и из соседской семьи, из каждого дома на твоей улице самые обычные люди геройски защищали Родину. Благодаря их самоотверженному подвигу состоялась Великая Победа.
Последние новости
Психосоматика желудочно-кишечных заболеваний: новое учебное пособие
Ирина Малкина-Пых представила практическое руководство по психосоматическим аспектам здоровья.
Непогода в Калужской области: морозы до -6 градусов
Жителей региона предупреждают о сильном похолодании.
Юридическая консультация в Ульяново: помощь местным жителям
Граждане получили ответы на важные юридические вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований