ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию
Интеграционная или сервисная шина (ESB) – это программа, которая позволяет осуществлять обмен данными между информационными системами различных предприятий. Использование ESB является конкурентным преимуществом, так как быстрая связь между корпоративными приложениями позволяет экономить время и рабочие ресурсы. В данной статье мы расскажем об устройстве и принципах работы интеграционной шины, а также о том, какие процессы она может осуществлять.
Их задача – отслеживать работу интеграционной шины, производительность приложений, анализировать проблемы и устранять их. Принципы работы интеграционной шины ESB-решение может работать в нескольких режимах. Рассмотрим пример работы, когда информационные системы находятся на разных серверах. - Приложение-источник формирует запрос и отправляет его на интеграционную шину; - Брокер сообщений проверяет, свободен ли активный ресурс, если да, то помещает запрос в очередь; - На этапе маршрутизации данный запрос направляется к нужному приложению-приемнику; - Приложение-приемник получает запрос, возвращает ответ в интеграционную шину, после чего ответ направляется обратно на приложение-источник. Результаты Использование интеграционной шины ESB обеспечивает более эффективную работу информационных систем предприятия, позволяет интегрировать разные сервисы без изменения кода приложений и без дополнительных затрат. Это существенно упрощает работу IT-специалистов и позволяет сфокусироваться на разработке и модернизации других приложений.Интеграция программных модулей
Предыдущий раз мы поговорили о причинах, по которым корпорации нуждаются в собственной сервисной шине. А теперь пришло время взглянуть на ее возможности и узнать, какие процессы могут быть реализованы благодаря интеграционной шине данных.
Механизм маршрутизации данных
Главная задача ESB заключается в получении информации из различных приложений и при надобности её направление в другие программы, соблюдая предписанные правила. Её функции включают сборку маршрутов для движения информационных потоков и защиту последовательности пересылаемых данных. Шина данных имеет специальные средства настройки, с помощью которых можно контролировать и изменять параметры пересылаемых потоков информации.
Обработка сообщений
Многие системы используют различные форматы данных, такие как XML, CSV, JSON и DBF. Однако, при использовании классического подхода "точка-точка", это может затруднить взаимодействие между приложениями. В этом случае на помощь приходит сервисная шина, которая решает проблему, преобразуя данные из несовместимого формата в совместимый. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в ERP и CRM, ESB преобразует данные соответствующим образом и направит в нужные системы. Таким образом, сервисная шина улучшает взаимодействие между системами и упрощает процесс передачи данных.
Масштабируемость ESB: новые возможности
ESB (Enterprise Service Bus) имеет уникальное свойство – масштабируемость. Благодаря этому, ESB способен справляться с разной информационной системой и обрабатывать разный объем данных, распределяя нагрузку между приложениями. Также интеграционная шина способствует передаче данных любого объема путем разбиения большого массива данных на более мелкие части. Обработка информации по частям позволяет предотвратить потерю данных и необходимость повторной передачи уже отправленных пакетов.
Масштабируемость позволяет расширить информационные мощности предприятия, без необходимости в использовании однородного IT-ландшафта. ESB также можно масштабировать для наращивания мощностей.
В архитектуре ESB существует традиционный подход SOA (Service Oriented Architecture), при котором ESB является центральным компонентом. Однако, данная архитектура также имеет недостатки, такие как тяжеловесность, многослойность с тесной взаимосвязью слоев и сложность внесения изменений. В связи с этим, микросервисная архитектура стала следующим этапом эволюции технологий интеграции с ESB.
Микросервисная архитектура решает проблемы, которые возникают в традиционной архитектуре ESB (SOA), такие как «обрастание» шины бизнес-логикой. Это позволяет избежать недостатков монолитности.
Применение API в сервис-ориентированной архитектуре, которая является частью ESB, обеспечивает сквозную интеграцию. API представляет собой контракт, в котором описываются условия «общения» между программами: входные и выходные данные, типы операций. Преимуществом использования API является упрощение взаимодействия сервисов и возможность создания доступных для разных пользователей интерфейсов.
Микросервисная архитектура отличается от традиционного подхода с использованием ESB шины. В случае микросервисов, функциональность приложения разбивается на множество маленьких сервисов, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу, имеет собственное хранилище данных и может работать изолированно от других сервисов. Нет централизованной базы данных - каждый сервис самостоятельно управляет своими данными. ESB шина, при использовании микросервисной архитектуры, выполняет функцию транспорта и является только брокером сообщений.
Взаимодействие между пользователями и сервисами осуществляется через API. Однако, программный интерфейс не содержит бизнес-логики. Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает несколько преимуществ, таких как простота внесения изменений в отдельные компоненты без необходимости обновления всей системы, легкость тестирования и автоматизации, а также лучшее понимание процессов разработки и поддержки у команды, которая ответственна за каждый компонент.
При выборе платформы для интеграции, рекомендуется рассмотреть гибкое решение, соответствующее современным потребностям. Микросервисная архитектура на основе ПО с открытым исходным кодом является одним из самых перспективных вариантов.
Фото: freepik.com