Упаковка молочных продуктов как фактор качества

Упаковка молочных продуктов как фактор качества

За последние годы произошел значительный рост спроса в России на использование пластиковой упаковки для молочных продуктов. Ее доля в общем объеме использованных упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся геополитическая и экономическая обстановка в стране заставляет отечественных производителей упаковок стремиться к увеличению производства, чтобы удовлетворять потребности рынка. Вместе с этим, поставщики молочной тары повышают требования к качеству своего товара, доводя его до уровня зарубежных аналогов.

В данной статье мы рассмотрим различные виды упаковок, используемых для молочной продукции, а также требования, предъявляемые российским законодательством к таким упаковкам.

Современный рынок молочной продукции характеризуется разнообразием упаковок, создавая необходимость у покупателей проводить длительные минуты, выбирая подходящую. Тара, используемая для фасовки данных товаров, включает в себя: бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную, и жестяную тару. Производители хотели бы предоставить оптимальный, качественный продукт для потребления, и знание, какие материалы использовать для фасовки, является ключом для достижения этой цели. В данной статье рассмотрим три основных типа упаковки молочной продукции.

Мягкая упаковка, изготовленная из полиэтилена повышенной прочности, считается наиболее универсальной. Она имеет форму пакета, и обычно используется для фасовки пастеризованного молока. Она легка и имеет низкую себестоимость, однако продукт, упакованный в такие пакеты, имеет короткий срок годности, и после вскрытия, форма упаковки может измениться.

Полужесткая упаковка, созданная из термопласта (полиэтилентерефталата, полистирола, полипропилена и других материалов), обладает несколькими преимуществами по сравнению с мягким типом упаковки. Крышки, пленка или фольга, обеспечивают закрытие упаковки, что сохраняет форму продукта. Этот тип упаковки хорош для хранения кисломолочных продуктов, таких как йогурты, сметана, ряженка и творог. Используя многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, полужесткая упаковка может увеличить срок годности продуктов в два-три раза.

Тетра-пак и другие листовые и комбинированные материалы используют полужесткий тип упаковки. Листовые пакеты изготовлены из картона, что делает их прочными и экологически безопасными. Тетра-пак является самым распространенным видом листовой упаковки и полностью защищает продукт от света, что продлевает срок годности молочных продуктов.

Исходя из данных Международной молочной федерации, в России ежегодно производят около 33 млн тонн молока. Однако, потребление молока в России по-прежнему остается очень низким: 173 литра на душу населения в год, в то время как медицинская норма составляет 392 литра с цельным молоком на 116 литров.

Статья о молочной таре: маркировка и дизайн

По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.

Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.

Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.

В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.

Как выбрать правильную упаковку для молочных продуктов

Постоянно растущий ассортимент молочной упаковки от производителей включает новые и инновационные подходы в использовании материалов для упаковки товаров, однако, всё равно можно выделить несколько вариантов самых оптимальных упаковок для разных типов молочных продуктов.

1. Молоко и жидкие молочные продукты. Эти продукты чаще всего фасуют в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При использовании метода асептической обработки упаковкой придается высокая степень гигиеничности, что гарантирует безопасность продукта и позволяет его хранение в продолжительные сроки.

2. Кисломолочная продукция. Для упаковки кефира, ряженки, йогурта, сметаны и других кисломолочных продуктов чаще всего используется полужесткая тара из комбинированных материалов, а также небольшие полужесткие емкости из ударопрочных материалов. Очень популярна многослойная и комбинированная упаковка, которая включает внешние слои с белым пигментом (диоксид титана) и средний слой с черной сажей. Эта опция не пропускает свет, что гарантирует сохранность продукта в течение долгого времени.

3. Творожная продукция и сливочное масло. Основные требования, которые предъявляются к упаковке в данной категории товаров - это высокая жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Это предоставляет возможность использовать пергаментную бумагу, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольгу двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткую тару из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.

4. Мороженое. Традиционный вариант упаковки включает использование бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.), а мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются, применяя горячие и холодные методы склеивания.

5. Мягкие сыры. Для упаковки мягких сыров используют парафинированные компоненты, монопленки с полимерными материалами, обладающими высокой степенью усадки, комбинированные материалы с разными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.

6. Детское питание. Для упаковки детского кефира, молока, сока и других жидких продуктов чаще всего используют пакеты тетра-брик-асептик, которые состоят из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги. Это обеспечивает продукту форму, защиту от влаги и герметичность. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена, который обладает высокими защитными свойствами и гарантирует продукту длительное хранение в упаковке. В последнее время для детского питания все большую популярность приобретают пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена, материала, который разрешен для пакования детской пищи.

Многие производители молочной продукции при выборе упаковки не руководствуются только дизайном и техническими характеристиками, но и способом открытия пакета. На данный момент доступны различные методы закрытия/открытия емкостей для молочной продукции благодаря прогрессивным технологиям. Некоторые популярные виды упаковки включают:

  • Перфорация - просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
  • Отрывной ярлычок - с возможностью открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
  • Пластиковая крышка - легко открывается и закрывается, подходит для многократного использования;
  • Крышка обтекаемой формы - открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально, находится защитная мембрана для гарантии того, что пакет не был открыт ранее;
  • Отверстие для соломинки - пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.

Существуют и другие виды упаковки, которые становятся все более популярными среди производителей. Особенно популярна пластиковая тара, которая может быть использована для различных продуктов в форме стаканчиков, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и т.д. Ее индивидуализация и доступная стоимость делают этот вид упаковки еще более привлекательным, а использование полипропилена с добавлением высокобарьерного слоя EVOH позволяет увеличить срок хранения молочных продуктов. Способы открытия/закрытия подобной упаковки также могут варьироваться, включая пленку с крышкой-нахлобучкой, крышку-нахлобучку, высечку (платинку) из фольги.

Сегодня широкую популярность у производителей приобретает асептическая упаковка, при которой сначала стерилизуется продукт и упаковочный материал, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая упаковка гарантирует защиту продукта от быстрой порчи и позволяет продлить срок его хранения без использования консервантов. Она обычно состоит из картонного корпуса, пленки из полиэтилена и алюминия.

Для продления срока годности молочной продукции производители используют новые методы фасования с использованием безопасных газомодифицированных смесей. Эти смеси создают в упаковке антибактериальную среду, что помогает сохранить все вкусовые качества продукта без использования консервантов.

Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, что позволяет выбрать наиболее инновационную упаковку, однако такое разнообразие товаров также усложняет выбор производителя при покупке.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *