Какой банкомат лучше купить?
Спрос на банкоматы в России продолжает расти, так как многие граждане страны предпочитают наличные деньги. Вместе с тем, с насыщением отечественного рынка продукцией разных компаний-производителей, на сайтах все чаще обсуждаются недостатки и достоинства разных банкоматов. Как выбрать идеальное устройство среди множества предложений на рынке и на что следует смотреть при выборе?
Согласно докладу «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года» международной консалтинговой компании RBR, Россия является лидером в Европе по количеству установленных банкоматов. Три четверти из всех новых банкоматов в Европе устанавливаются именно в России. Компания RBR занимается исследованиями и автоматизацией банковской деятельности и прогнозирует рост продаж банкоматов в России в ближайшие пять лет.
Данные о количестве банкоматов в сети доступны в рейтингах банков, которые составляют издания RBC и Forbes. Там публикуются данные не только о абсолютном количестве банкоматов, но и о числе терминалов на одного клиента, а также о количестве устройств, позволяющих сдавать деньги наличными.
Банки могут включать в свой уставный капитал банковское оборудование, что также стало дополнительным фактором роста спроса на банкоматы. Такая практика повышает капитализацию банков и расширяет их возможности в банковском секторе.
Журналисты Forbes провели исследование в 2010 году и постарались установить количество банкоматов, доступных каждому клиенту банка, имеющего карточный счет, вместо простого определения абсолютного количества терминалов в банкоматной сети. Сложно поверить, но Сбербанк России, который является абсолютным лидером по темпам наращивания и по совокупному владению сетью банкоматов, опустился в рейтинге с 1-го места на 13-е место! Тем не менее, это не означает, что банк не собирался развивать свою сеть терминалов; наоборот, он планировал достичь 45 000 банкоматов в ближайшее время, что и случилось на сегодняшний день. Прогнозы для других лидеров, таких как ВТБ24, Росбанк и некоторых других, которые растут на активных частных клиентах, были схожи, и они в значительной степени сбылись, но рейтинг других банков существенно изменился, включая отзыв лицензий у некоторых из них, например, Мастер-банк.
RBC опубликовал рейтинг банков на первое полугодие 2013 года по количеству собственных банкоматов в России, подтверждая тенденцию кредитных учреждений увеличивать свою инфраструктуру за счет банкоматов и стремиться к сбалансированной нагрузке на терминал, которая не превышает 1000 клиентов.
Банкоматы "cash-in", позволяющие погашать кредитную задолженность, также включены в рейтинг, и здесь лидерами являются Сбербанк России и ВТБ24, а третье, четвертое и пятое места занимают соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития, следующий за ранее печально известным Банком Москвы.
Агентство «РБК. Рейтинг» разработало столичный рейтинг банков на основе владения банками банкоматами в Москве, включая новые банки, такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.
Некоторые банки объединяют свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов и снизить расходы на увеличение сети самообслуживания. Например, еще в летом 2012 года МДМ Банк и Промсвязьбанк образовали единую сеть из порядка 3000 банкоматов в 230 регионах России.
По данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а рынок вырос на 16% с 2011 по 2012 годы. Сегодня это число превышает 110-120 тысяч терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).
Статья о том, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели, является актуальной для любой кредитной организации. Эксперты считают, что на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат может привести к частым сбоям оборудования, а также увеличению времени простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.
Если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме может привести к учащению задержек по платежам при погашении кредита, а также созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Однако, причина может быть банальна, например, днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а вечером ему неудобно оплачивать счета, так как банкоматы с функцией cash-in находятся далеко от него.
Также следует учитывать, что при развертывании полноценной сети по территории страны потребуется 4-5 лет. В то же время, развертывание киосков самообслуживания может сократить этот период в 2 раза. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы. Каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги и где платить за кредиты.
Исследования показали, что дорогие многофункциональные банкоматы окупаются быстрее дешевых. Это связано с тем, что у кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета и увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.
Важным моментом при размещении банкоматов является выбор правильного места. Банкоматы необходимо располагать не только в людных местах, но и обеспечивать круглосуточный доступ к ним. Это имеет принципиальное значение для клиентов, которые не могут воспользоваться банкоматами в местах работы или жительства.
Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка
Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.
Компания NCR утверждает, что за последние 20 лет она произвела и поставила на мировой рынок, больше банковского оборудования, чем любой из ее прямых конкурентов. Уже с 1884 года компания начала свою деятельность на территории США, а в 1993 году она открыла представительство в России. С тех пор компания поставила на сервисное обслуживание более 30 000 терминалов.
NCR является поставщиком оборудования для многих крупнейших банков, действующих на постсоветском пространстве, включая 80 банков, которые входят в топ-10 рейтинга РБК. Кроме того, NCR стремится быть на переднем крае технологии банкоматов. Сегодня компания предлагает две основные линейки банкоматов: Personas, которые являются продукцией 5-го поколения, и SelfServ, которые представляют собой 6-ое поколение продукции.
Немецкая компания, известная сегодня как Wincor Nixdorf, была основана в 1952 году под названием Nixdorf Computer AG. В 1990-е годы компания стала частью Siemens AG и была переименована в Siemens Nixdorf Retail. Вскоре после этого она была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс» и реорганизована в самостоятельное подразделение.
Wincor Nixdorf распространяет свою продукцию по всему миру, имея филиальную сеть в более чем 110 странах. Компания провела IPO на Франкфуртской бирже в 2004 году и стала открытым акционерным обществом. Банкоматы компании, которые делятся на 4 линейки в зависимости от их функциональности (CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult), являются популярными во всем мире. На сегодняшний день, Wincor Nixdorf занимает второе место по продаже банкоматов в Европе и в мире. Компания быстро завоевала лидирующие позиции на российском рынке банковских услуг в конце 1990-х годов, а ее продукты и сейчас востребованы в России.
Diebold Incorporated - компания, основанная в США в 1859 году. В 1967 году она начала выпускать банкоматы, а в 1998 году вышла на российский рынок. На сегодняшний день Diebold сервисно обслуживает около 17 000 банкоматов, которые были поставлены в Россию из США.
Первый банкомат Diebold был установлен в России в 1991 году в банке "Столичный". В 2003 году был установлен первый терминал из серии Opteva, а через год Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. Начиная с 2009 года, Diebold стала поставлять свои банкоматы на территории России для крупнейшего банка в мире - Ситибанка.
Diebold имеет представительства в нескольких городах России, таких как: Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, и поставляет кредитным организациям банкоматы разных типов, таких как cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling, представленные единым модульным рядом Opteva.
Компания Hyosung, которая существует более 50 лет, занимает лидирующие позиции в производстве банковского оборудования. Она занимает 4-е место в мире и 1-е место в Южной Корее. В 1979 году из ее структуры было выделено специализированное подразделение - Nautilus Hyosung, которое сегодня уже является отдельной компанией. Ежегодно Nautilus Hyosung выпускает более 48 000 банкоматов.
Банкоматы данного бренда отличаются инновационным дизайном, высокой функциональностью и могут быть легко модернизированы.
Согласно предсказаниям экспертов, банкоматы будут развиваться в нескольких направлениях в будущем:
-
Улучшение безопасности: разрабатываются новые материалы, которые защитят устройство от термо-сканеров (в случае, когда мошенники считывают ПИН-код по нагретым кнопкам). Также оборудование будет обеспечено защитой от предумышленного повреждения пазов для снятия и выдачи денег. Кроме того, банкоматы будут иметь дополнительную защиту от нежелательного воздействия на конструкцию.
-
Бесконтактные платежи: в будущем банкоматы смогут идентифицировать клиента без использования терминала при помощи смартфона с функцией NFC-сканера или других специальных устройств.
-
Мультисервисность: использование технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволит осуществлять эффективные банковские операции - от приема депозитов до обмена валюты и полный оборот денежных средств при помощи единого терминала.
-
Облачные технологии: замена аппаратной части на виртуальную машину, связанную с единственным мощным вычислительным центром, позволит реализовать возможность проведения операций без встроенного компьютера.
-
Совершенствование интерфейса: клиенты смогут настроить свой собственный интерфейс на памяти персональной банковской карты для большего удобства.
В итоге, банкомат будущего - это мультифункциональное устройство, которое "знает" своего клиента, работает быстро и имеет высокий уровень безопасности. Это устройство с безотказным программным и аппаратным обеспечением, которое удобно и эффективно выполняет все банковские операции.
Фото: freepik.com