Услуги торгового эквайринга: как организовать прием платежей по картам?
Статистика свидетельствует о постоянном росте количества владельцев банковских карт в России. Поэтому услуга торгового эквайринга становится особенно востребованной, и многие предприниматели задаются вопросами о ее работе, стандартах, стоимости и т. д.
В настоящее время оплата товаров и услуг банковскими картами является одним из наиболее удобных и распространенных способов расчетов между продавцом и покупателем. Каждый день все больше магазинов, отелей, ресторанов, кафе и других предприятий задаются вопросом: «У вас можно расплатиться картой?». Таким образом, внедрение торгового эквайринга становится необходимостью даже для небольших торговых предприятий, чтобы избежать потери клиентов, которые уйдут к конкурентам, уже внедрившим эту удобную платежную систему.
Представим, что мы не являемся экспертами в области торгового эквайринга, и зададимся вопросом: Что это такое? В общем понимании торговый эквайринг - это возможность оплаты товаров и услуг с помощью банковской карты. Однако в действительности эквайринг - это предоставление специального оборудования, технологического, расчетного и информационного обслуживания предприятий для осуществления приема платежей банковскими картами международных платежных систем Visa, MasterCard, JCB и других.
Но что же включает в себя торговый эквайринг? Какие услуги банка предоставляются клиенту? Вот список банковских услуг:
- Установка и тестирование предоставляемого в аренду оборудования для эквайринга в точках реализации товаров и предоставления услуг организации-клиента.
- Бесплатное полное информационное сопровождение и обучение сотрудников предприятия правилам обслуживания покупателей при приеме платежей банковскими картами.
- Осуществление проверки платежеспособности пластиковой карты при проведении расчетных операций с использованием оборудования торгового эквайринга.
- Возмещение суммы операций, произведенных посредством банковских карт в срок, установленный в договоре эквайринга.
- Предоставление всех расходных материалов (чеки, слипы), необходимых, чтобы обеспечить прием платежей по картам.
- Обеспечение постоянной технической поддержки для сотрудников предприятия.
Стоит также отметить, что предприятие-клиент также обязано выполнить ряд требований, таких как создание необходимых условий для установки предоставляемого банком оборудования на своей территории, осуществление приема платежей по банковским картам с учетом условий, установленных договором с банком, и выплата комиссионного вознаграждения банку в указанном размере и в соответствующие сроки.
В любом случае, услуга торгового эквайринга представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между банком и предприятием, которое предоставляет клиентам возможность оплатить товары и услуги с помощью банковской карты. Кроме получения комиссионного вознаграждения, банк имеет выгоду в том, что эквайринг ориентирован на использование кредитных карт, что позволяет банкам увеличивать объем проданных кредитов.
Для покупателя оплата покупки банковской картой не требует дополнительных комиссий, а иногда даже может принести дополнительные бонусы или кэшбэк через банковские акции и кобрендинговые программы. Предприятие же может повысить эффективность своего бизнеса за счет привлечения новых клиентов и увеличения объема продаж.
Тем не менее, некоторые небольшие торговые фирмы, особенно в регионах, по-прежнему не спешат внедрять систему эквайринга, не желая платить банку комиссии и осваивать работу с новым оборудованием. Однако это снижает их конкурентоспособность, в то время как использование торгового эквайринга может улучшить имидж предприятия, расширить клиентскую базу, повысить продажи и снизить риски.
Технология работы торгового эквайринга
Процесс торгового эквайринга состоит из нескольких простых этапов. Основным инструментом является терминал эквайринга. Такой терминал может быть POS-терминалом, SmartPOS, терминалом, который интегрирован с кассовым аппаратом, или Pin-Pad-ом. Устройство постоянно поддерживает связь с банковской системой в режиме онлайн через интернет с помощью Ethernet, сим-карты или Wi-Fi.
Операция торгового эквайринга происходит следующим образом:
- Клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или на краткое растояние прикладывает её к терминалу (PayPass - технология безконтактной оплаты).
- Данные считываются с магнитной полосы или чипа карты, и происходит проверка возможности совершения платежа. Затем, запрос на оплату отправляется в банк.
- В конце процесса клиенту выдается чек, который подтверждает произведенную транзакцию и содержит соответствующую информацию о ней.
В то же время, следующие процедуры осуществляют зачисление средств от торгового эквайринга на счет компании:
- Фирма-клиент направляет банку сводные данные по операциям, произведенным с помощью банковских карт, в конце каждого рабочего дня или в другой период, предусмотренный договором.
- Банк-партнер обрабатывает эту информацию и рассылает ее по различным банкам-эмитентам.
- Средства, за вычетом банковской комиссии, переводятся на счет организации в соответствии с установленными в договоре эквайринга сроками. Это обычно занимает один-два дня.
Процедура подключения эквайринга начинается с выбора банка-эквайрера. Это решение позволит уточнить, какие документы необходимо предоставить. Следующим шагом является оформление договора между банком и предприятием, где определяются условия, обязанности сторон, стоимость аренды оборудования и размер процентной ставки комиссионного вознаграждения банка.
На этапе оформления договора предприятию присваивается уникальный номер, связанный с расчетным счетом организации. Этот процесс занимает от недели до месяца, в зависимости от конкретных условий и документооборота.
После урегулирования всех юридических вопросов следует этап установки оборудования, его тестирования и обучения персонала правилам использования. Важно уделить достаточно внимания обучению, чтобы сотрудники могли свободно пользоваться установленным оборудованием и предотвратить возможные ошибки в работе.
Тарифы торгового эквайринга - один из самых важных вопросов, которые волнуют руководителей предприятий. Каждый банк устанавливает размер банковской комиссии по собственному усмотрению в зависимости от типа товаров или услуг, за которые производится оплата. Размер комиссии обычно зависит от оборота средств. Чем больше платежи через терминал, тем меньше комиссия. Например, в крупных компаниях, таких как "Ашан" или IKEA, где обороты торгового эквайринга могут достигать миллиарда рублей в день, банковское вознаграждение равняется нулю.
Плата за аренду оборудования зависит от условий банка. Некоторые банки предоставляют терминалы, расходные материалы для оформления чеков и слипов бесплатно, в то время как другие взимают арендную плату в размере до 1500 рублей в месяц, в зависимости от модели терминала. Установка, тестирование, обучение персонала и техническая поддержка предоставляются бесплатно всеми игроками на рынке.
Сегодня в сегменте торгового эквайринга работают более 140 кредитных организаций. Однако значительную долю как по количеству электронных терминалов, так и по объемам проводимых платежей занимает ПАО «Сбербанк». По итогам 2019 года семь российских банков входят в число 150 крупнейших мировых банков-эквайреров, обработавших наибольшее число платежей через предоставленные ими POS-терминалы. Сбербанк занял третье место в мировом рейтинге, ВТБ - 35-е место, Газпромбанк - 59-е место, Тинькофф Банк - 88-е место, Русский стандарт - 89-е место, Промсвязьбанк - 103-е место и Альфа-банк - 135-е место.
Поэтому очень важно тщательно выбирать банк-партнера, с которым вы будете работать, так как это может повлиять на эффективность использования эквайринга в развитии вашего бизнеса.
Фото: freepik.com