Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время, чтобы получить высшее образование, не обязательно регулярно посещать университетские лекции и семинары. Существует множество современных способов обучения, которые позволяют получать знания удаленно, даже в условиях, не присущих для обучения.
Задача обучения: от теории к практике
Вовсе не только запоминание технической информации является целью учебного процесса. Более того, целью является получение практических навыков, которые будут способствовать личностному росту и развитию. Овладение знаниями - это комплекс процессов, связанных с получением представлений о предмете и доведением умения использовать эти представления в реальной жизни до автоматизма. Важен и сам процесс преподавания, для того чтобы студент мог успешно осваивать материалы и навыки приобретения знаний. Важна мотивация студента, создание комфортных условий для обучения, наличие стимулов для активной работы и духовной напряженности.
Многие педагоги издревле посвящали свои труды вопросу эффективного проведения обучения. Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" обсуждал создание идеальных условий для студента, которые поддерживали бы его интерес к учебному процессу. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский исследовали поведение студентов, применяли различные методы для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности. В современной педагогике проводятся многочисленные исследования вопроса оценки эффективности дистанционных форматов обучения и о продуктивности самого процесса, что доказывает актуальность этой проблемы.
Рерайт статьи: Постепенно познание становится возможным посредством пяти уровней усвоения знаний.
Первый уровень усвоения знаний – это знакомство с материалом и его понимание, который называется нулевым уровнем.
При обучении ученик может достичь первого уровня усвоения знаний, узнавая новый материал с помощью внешней подсказки. Подсказки могут быть любым внешним источником, таким как учитель, учебное пособие, справочник или жизненная ситуация.
Второй уровень усвоения знаний - это воспроизведение. На этом этапе учащийся самостоятельно без помощи может воссоздать полученную ранее информацию и, используя её, решить типовые задачи.
Третий уровень усвоения знаний - это эвристическая деятельность. На этом этапе ученик уже может применять свои знания в нетипичных ситуациях и справляться с нетиповыми задачами.
Наконец, на четвертом, высшем уровне, происходит творческое усвоение. На этом этапе происходит проявление изобретательной и исследовательской деятельности, которые в результате приводят к появлению принципиально новой информации.
В обучении существуют два качественно разных типа усвоения знаний учащихся: репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное усвоение позволяет обучающемуся лишь воспроизвести полученную информацию, в то время как продуктивное усвоение дает возможность переработать информацию и применять её в нестандартных ситуациях.
Современные педагоги ищут новые формы обучения, которые позволяют учащимся достичь продуктивного, а не репродуктивного типа усвоения знаний. Одна из таких форм - дистанционное обучение.
Дистанционная форма обучения сегодня является одной из самых популярных. Она представляет собой удобный способ получения высшего образования, ведь студент не вынужден менять привычный образ жизни, не тратится на дорогу и не переезжает в другой город. Более того, занятия проводятся в соответствии с индивидуальным графиком, что позволяет получать новые знания, не прекращая работу и одновременно посещая несколько заведений.
Такой формат образования особенно важен для студентов с ограниченными возможностями, для которых удаленное обучение является единственным доступным способом получения высшего образования.
Дистанционное обучение использует современные методики обучения. Преподаватели разрабатывают интерактивные образовательные курсы, проводят веб-семинары и онлайн-лекции, позволяют студентам создавать собственные проекты как самостоятельно, так и совместно с другими учащимися. Контроль знаний также осуществляется в режиме онлайн при помощи тестирования, лабораторных и зачетных работ.
Студенты могут учиться в удобное для них время и находиться в свободном от жестких временных рамок режиме. Таким образом, они сами разрабатывают наиболее эффективный для себя график освоения материала и реализуют его на практике. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет студентам возможность общаться онлайн, участвовать в семинарах и встречах со специалистами-практиками и публичными деятелями.
Одно из главных преимуществ дистанционного обучения заключается в его доступности для всех, вне зависимости от местопребывания и рода занятий обучающегося.
Фото: freepik.com