Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки

Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.

Симптомы задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
  • 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
  • 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
  • 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.

Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.

Причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.

Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.

Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.

Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.

Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.

Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:

  • Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
  • Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
  • Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
  • Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
  • Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.

Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.

Как излечить задержку психического развития

Лечение задержки психического развития (ЗПРР) необходимо начинать комплексно и как можно раньше. К числу специалистов, участвующих в процессе терапии, относятся психиатры, неврологи, логопеды-дефектологи, психологи и нейропсихологи. Если задержка психического развития не является сильно выраженной и лечение начато на ранней стадии, то ожидаются положительные результаты. Однако, если лечение начато поздно, то шансов на улучшение развития и способности учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками у ребенка будет меньше.

Основные методы лечения задержки психоречевого развития:

1. Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения с помощью сверхмалых электрических импульсов, которые воздействуют на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы помогают восстановить работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена. В случае задержки психоречевого развития врач может воздействовать аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Этот метод показал высокую эффективность при гидроцефалии и он разрешен для детей с шести месяцев.

2. Занятия с логопедом-дефектологом - это работа, направленная на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

3. Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленная на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, что помогает ребенку легче произносить звуки и их сочетания.

4. Лекарственная терапия - медикаменты, назначаемые врачом-психиатром или неврологом при задержке психоречевого развития. Врач, используя компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляет патологии центральной нервной системы у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Неврологи чаще всего прописывают ноотропные лекарственные средства. Однако не всегда психотропные средства назначаются "по адресу", в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не "сидеть" на них постоянно.

Родительская ошибка заключается в обращении к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Существует несколько дополнительных способов коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом может быть необходима в случаях, когда отставание в речевом развитии вызвано психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками.
  • Существуют также альтернативные подходы к лечению, включая иппо- и дельфинотерапию, музыкотерапию и другие развивающие упражнения, способствующие развитию мелкой и крупной моторики. Родители также могут вести работу с ребенком самостоятельно, например, устраивая подвижные игры или занимаясь с ним сборкой паззлов.
  • Остеопатия - это также эффективный метод альтернативной медицины, который может помочь детям с ЗПРР. Остеопат воздействует на активные точки на теле ребенка, стараясь сбалансировать работу нервной системы, метаболизма и психики ребенка.

Однако, нельзя полагаться только на один метод, такой как прием таблеток или работу с логопедом-дефектологом, для эффективной коррекции ЗПРР. Задача родителей - найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий в себя различные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *